305-летию Петергофа
«
П
»
«Петергоф представляет единственное в России место, где на столь
незначительном пространстве сосредоточилось как бы на память гряду-
щего потомства так много исторических воспоминаний и произведений
искусства».
Павел Свиньин, 1828 год
Е. Я. Кальницкая*
Из многочисленных отзывов
о посещении Петергофа слова
анонимного английского путе-
шественника XIX столетия пред-
ставляются наиболее точными и
образными: «Чтобы описать сие
чудо, надо бы макать свое перо в
море радуг и огней.
..».
Такое или подобное отношение
к этому знаменитому месту про-
должает бытовать по сей день. При
этом исследователи до сих пор не
пришли к единому мнению о том,
кто в большей степени - владель-
цы или гости - сформировали это
оправданно-восторженное отноше-
ние к любимому всеми пригороду
Петербурга. Петергоф воплотил не
только индивидуальность, вкус и
характер каждого из своих владель-
цев, не только особенности вели-
ких европейских художественных
стилей, но в первую очередь яркое
своеобразие русской культуры.
Для своего первого хозяина
Петра Великого, строившего Пе-
тергоф по своему разумению, он
стал любимым местом пребывания,
домом. Для сменяющих друг друга
наследников - родовым гнездом, в
перестройках и развитии которого
отразились многие их проблемы,
присущие человеческой жизни. Для
гостей Петергоф был воплощени-
ем вечного праздника, символом
роскоши и богатства, наконец,
незабываемой легендой. Помимо
исключительных по своему раз-
нообразию архитектурных памят-
ников, декоративных сооружений,
сверкающих серебром фонтанных
струй, волнующих звуков музыки,
куртуазных забав и всего прочего, *
что составляло невыразимую пре-
лесть царской летней резиденции,
особую роль в ее формировании
сыграла северная природа, искусно
организованная умелыми руками.
Идея загородного дворца на
морском берегу возникла у Петра
во время Великого посольства
1697-1698 годов. Очень скоро она
переросла в амбициозную задачу
русского царя обустроить летнюю
резиденцию как «зело первейшим
монархам приличествует». Выбор
места для воплощения мечты был
определен тем, что только в Петер-
гофе природные условия оказались
исключительно благоприятны для
получения огромного количества
воды, необходимого для работы
фонтанов. Лично обследовав много-
численные родники и речки окрест-
ности Ропши, царь пришел к выводу
о возможности устройства самотеч-
ного водовода, определившего воз-
можность создания удивительной
по красоте и разнообразию водной
феерии Нижнего парка.
Когда спустя немного лет, в 1735
году, в ознаменование 25-летия по-
беды русской армии над шведами
под Полтавой, на Большом каскаде
была установлена скульптурная
группа «Самсон, раздирающий
пасть льва», отлитая из свинца по
рисунку Б. К. Растрелли, образу би-
блейского героя суждено было стать
великим символом Петергофа.
Номер журнала, который вы дер-
жите в руках, полностью посвящен
истории Петергофа. Авторами высту-
пили работники музея-заповедника
и специалисты других профильных
организаций, сотрудничающие с
ГМЗ. Во многих аспектах этот номер
юбилейный. Он приурочен к 305 дню
рождения летней резиденции дина-
стии Романовых. На страницах жур-
нала вы найдете важный материал,
посвященной 300-летию знаменитой
Петергофской дороги.
Оглядываясь назад, мы отдаем
дань уважения императрице Елизаве-
те Петровне, 300 лет со дня рождения
которой исполнилось в конце 2009
года. Именно она, «дщерь Петрова»,
всеми силами стремилась сохранить
заложенные отцом идеи и образы
петергофского пространства.
Глядя вперед, мы движемся к
300-летию Ораниенбаума. К этой
дате музей готовит новые экспо-
зиции, которые откроются в ста-
Январь 2010 г
Фото Андрея Кульгуна
* Елена Яковлевна Кальницкая, генеральный директор ГМЗ «Петергоф» - составитель этого номера журнала.
3
История Петербурга. № 1 (53)/2010
предыдущая страница 2 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн следующая страница 4 История Петербурга №53 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст