С
овременные мемуары
из них не переходил границ такта и
взаимного уважения.
Конечно, все блестящие рас-
суждения диспутантов «pro» и «con-
tra» религии напоминали собой эв-
клидовские параллельные линии.
..
Здесь наглядно подтверждалось
коренное расхождение в основном
философском вопросе о приори-
тете либо бытия над сознанием,
как верует материализм, либо со-
знания над бытием, что составляет
сущность идеализма. Если правда,
что следить за ходом мысли умного
человека всегда занятие увлекатель-
ное, то диспуты А. В. Луначарского с
А. И. Введенским и тех сторонников
того и другого, которые выступали
на них, надо признать захватываю-
щим умственным развлечением.
Мурманская железная дорога
в нескольких городах, располо-
женных на ней, имела свои желез-
нодорожные училища и школы, в
которых обучались по преимуще-
ству дети служащих этой дороги.
В связи с этим возникла мысль об
организации курсов повышения
квалификации учителей этих школ
и училищ. Организация их выпала
на меня. К тому времени Владимир
Николаевич почти совсем отошел от
руководства делом. Лишь изредка я
бывал у него, чтобы посоветоваться
по наиболее сложным вопросам.
Текущие дела теперь я решал само-
стоятельно.
В моем распоряжении были
две женщины-инструкторы. Одна
обслуживала все петроградские
дела, другая - загородные, то есть
линию железной дороги. Инструк-
торы эти были приняты на работу
без моего участия непосредственно
Дорпрофсожем, но работали под
моим руководством и подчинялись
только моим распоряжениям.
Одна из этих инструкторов по-
ражала своей энергией всех сотруд-
ников, в том числе и меня. Среднего
роста, жгучая брюнетка, с очень
решительными и властными же-
стами, она походила своей породой
на переодетую цыганку. Для нее ни-
какое поручение не было трудным.
В любую минуту она не только без
какого-либо возражения, но даже
без малейшего намека на нежелание
или неудовольствие отправлялась в
любую поездку по линии железной
дороге. Она казалась неутомимой и
была всегда жизнерадостна, весела
и очень остроумна.
Ей не приходилось придумы-
вать меткий ответ на неприятный
или неожиданно затруднительный
вопрос или на язвительное замеча-
ние. Он у ней всегда был на кончике
языка. Да! Такую женщину я видел
впервые. Видимо, она прошла осо-
бую жизненную выучку и вращалась
в такой среде, о которой я, может
быть, не читал даже и в книжках.
Не вселилась ли в нее душа лермон-
товской Тамары - коварной и злой,
но скрытой под обольстительной,
жгучей наружностью
О себе она ничего не повествова-
ла. Она была только очень исполни-
тельным инструктором. Всякое дело
у ней горело в руках. С нее можно
было бы рисовать убедительную
иллюстрацию к древнеримскому,
любимому римлянами, афоризму:
«Mens sana in corpore sano»*.
В то время анкетные данные в
таком учреждении, как профсоюзы
не играли той роли, как впослед-
ствии. Поэтому лишь случайно из
разговора с сослуживцами я с не-
которым удивлением узнал, что эта
«переодетая цыганка» была жена
одного из сыновей известного из-
дателя «Нового времени» А. С. Су-
ворина. Вероятно, она не была оби-
жена жизнью: ее желания, причуды
и капризы могли осуществляться
беспрепятственно. А ее прекрасное
здоровье позволяло ей стать спор-
тсменкой во многих областях спор-
та. Она была амазонка-наездница,
велосипедистка, мотоциклистка и
даже авиаторша. Вот почему она
была неутомимо закалена и телом,
и духом и бралась за всякое дело
крепкой рукой.
С осени 1921 года я стал пре-
подавателем. Это случилось так.
После Октябрьской революции
вся система народного образова-
ния в России перестраивалась на
новый лад. Медлить было нельзя.
Культурных сил для революцион-
ной перепашки старой России не
хватало на каждом шагу. Для по-
литического просвещения новых
большевистских кадров, хлынув-
ших широким потоком в ряды
РКП(б), недостаточно было одной
грамотности, нужно было более или
менее систематическое образование.
Особенно тяжело обстояло дело с
образованными людьми в деревне.
Новые молодые подготовленные
* В здоровом теле, здоровый дух.
кадры большевиков-организаторов
там требовались в неограниченном
количестве.
С этой целью советская власть
приступила к организации пер-
вых советских партийных школ.
В то время существовали уездные
комитеты партии. Такой комитет
помещался, как я уже говорил, на
Сергиевской ул., в особняке под
№53 (ныне ул. Чайковского)11.
Здесь возникла мысль о создании
совпартшколы. И она была созда-
на. В числе ее организаторов был
Владимир Николаевич. Он входил
и в состав мандатной комиссии по
приему в школу.
В то время самые опытные сто-
личные педагоги, даже те, которые
еще недавно саботажничали, жаж-
дали работы, приспосабливаясь к
новым социальным условиям. Надо
было жить. Надо было питаться.
Уездкомский паек привлекал ал-
чущих. Среди таких, алчущих,
оказался профессор Петроградского
университета Евгений Викторович
Тарле. Он согласился преподавать
ученикам совпартшколы курс за-
падной истории. Историю России
преподавал Владимир Николаевич.
На мою долю выпало преподавание
русского языка.
В ноябре месяце 1921 года Вла-
димир Николаевич предложил мне
взять по совместительству вторую
работу на Центральных политиче-
ских курсах Балтийского флота. Там
нужен был секретарь учебной части,
ведающий составлением расписа-
ния учебных занятий. Владимир
Николаевич там состоял лектором
по русской истории. До моего при-
глашения обязанности секретаря
исполнял студент какого-то техни-
ческого института. Он окончил ин-
ститут, продолжать эту работу боль-
ше не мог, и место освободилось. Я
согласился, так как предполагалось,
что эта работа много времени у меня
не отнимет. Так можно было думать,
основываясь на работе моего пред-
шественника - студента.
В один из морозных дней
Владимир Николаевич привел
меня на Галерную улицу в дом под
№ 5112. Здесь и помещались тогда
Центральные политические кур-
сы Балтийского военно-морского
флота. Я был представлен с соответ-
ствующей рекомендацией тогдаш-
2 1
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 20 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 22 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст