С
овременные мемуары
ШІОГЛ! КАННО ІШТЕАИ
Н
ІИАЕТ РАІ ( V» {ИІН!« ГОЮ*.
<ю»т гоа/ю г о огні
іім т ш іи «іомаха і к т .
ГГГМІТ ПО НЕ МАЙМО» ЦГЛХ
».»ІІИІОМ НОГОІММГАЕЛОГОТ,
Н КИТ К
й, ПАШ
ГОРОД ХІДНІ.
ІЙММСІІМІ ГОМТ (ДААОХЕТ’.
__________________
-
_______________ <
СНАКННІ
Агитационный лист «Боевого карандаша»
- Главное, - считал Юрка, -
надо быть сильным и честным,
чтобы на земле всех гадов убрать. А
вдруг и нас на фронт позовут!
Что касалось меня, то я всячески
боролось с собственной трусостью:
выходила ночью в темный сад и,
сжавшись от страха, передвигалась
от одного дерева к другому.
Мама говорила: «Самая боль-
шая победа - победа над самой
собой».
Когда в Сестрорецк приехал
детский писатель Ленька Панте-
леев* выступать в доме отдыха
пограничников, попасть туда было
невозможно.
Выручила бабушка: «Сколько
вас, - строго спросила она, - двое?»
Оказалось, двенадцать. В назна-
ченный час бабушка стояла перед
воротами санатория в своей белой
панамочке. За нею чинно выстрои-
лись мы. В результате охрана до-
ложила начальству санатория, что
пришла «детская делегация».
И хотя Ленька Пантелеев, к на-
шему немалому удивлению, оказал-
ся взрослым дяденькой, мы никак не
нарушили торжественной тишины,
царившей в зале. Он рассказывал
о своей жизни, о беспризорном
детстве, с которого началась его по-
требность писать.
Потом прочитал рассказ «Чест-
ное слово» - о том, что главное в
человеке его честь. И этому надо
учиться с детства. Чувство личной
чести и ответственности, не может
проявиться как-то «вдруг», само
собой, оно требует большой работы
души и большого мужества. Это
хорошо понимали и моя бабуш-
ка, опытный педагог, и писатель
Ленька Пантелеев, и военные по-
граничники, прошедшие Великую
Отечественную войну. Потому-то и
состоялась та встреча.
Она произвела на нас сильное
впечатление, и мы стали готовить
подарки военным-пограничникам,
находившимся на лечении в Се-
строрецком санатории. Мальчики
вырезали, лепили и клеили пуш-
ки, самолеты и кораблики, а мы,
девчонки, склеивали из открыток
коробочки, которые собирались
дарить военным.
* Соавтор знаменитой повести «Ре-
спублика ШКИД», автор многочисленных
произведений о Великой Отечественной
войне. -
Р е д .
В конце лета мы с бабушкой вер-
нулись в Ленинград. Когда вышли
на Финляндском вокзале, сквозь
клубы шипящего пара, который вы-
пускал паровоз, на перроне увидели
полусохранившийся еще с военного
времени плакат: «Воин Красной
Армии, спаси!»
Осенью мама стала брать меня с
собой на восстановление города.
Она работала в архиве, заведо-
вала отделом, который занимался
выявлением чертежей разрушенных
домов. Выявленные чертежи архив
посылал в то учреждение, которое за-
нималось строительными работами.
Так, по первоначальным чертежам,
быстрее шло восстановление города.
По субботам мама, Лодя и я хо-
дили на расчистку завалов на местах
разрушенных зданий.
Мы с Лодей вставали в общую
цепочку наравне со взрослыми,
передавая кирпичи. А взрослые,
улыбаясь, протягивали к нам руки,
ожидая наш кирпичик.
Теперь на стенах домов Ленин-
града появился новый плакат: «А
ну-ка, взяли!»
Девушка с плаката предлагала
всем проходившим помочь ей «взять»
носилки с кирпичами, чтобы быстрее
построить заново все разрушенные в
блокаду ленинградские дома.
И мы помогали. Не битые,
целые кирпичи складывали от-
дельными штабелями - это нужный
строительный материал.
На Сенной площади, где мы
работали, стоял настоящий боевой
танк. Когда заканчивали разбирать
кирпичи, мама разрешала нам с
Лодей залезать на него.
Мы испытывали чувство гор-
дости, что участвуем в общем де-
ле - восстанавливаем наш родной
город, - и ликующе махали с боевого
танка красными флажками.
3 9
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 38 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 40 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст