С
овременные мемуары
52
Иван Федорович Ермаков (крайний справа) - главный режиссер
Ленинградской студии телевидения принимает у меня декорацию
к телеспектаклю «Два брата» по Ю. Лермонтову
люди явно чокнутые - директор
Борис Афанасьевич Станчиц, глав-
ный режиссер Иван Федорович
Ермаков. Это ему принадлежат
слова, которые он часто повторял,
а я никак не мог в них поверить:
«Телевидение сожрет все!»
В мансарде находилось началь-
ство, а наша молодежная и спор-
тивная редакция ютилась в подвале
Дома радио. Это жалобное существо-
вание продолжалось год. И вдруг.
..
1957 год!
В Москве объявлено о Все-
мирном фестивале молодежи и
студентов - гостей ждали со всего
света. Это небывалое доселе собы-
тие - толпы иностранцев на улицах
социалистической столицы - должен
был увидеть весь мир. Огромные
деньги были брошены на космети-
ческий ремонт Москвы, и такие же
средства пошли на создание совре-
менного высокотехничного совет-
ского телевидения. Были закуплены
аппаратные комплексы, съемочная
аппаратура, монтажные линейки и
лаборатории по обработке пленки,
транспорт и свет.
Голиаф просыпался.
..
Но где взять людей? Был рас-
ширен штат Центрального теле-
видения, со всей страны были вы-
званы молодые работники местных
студий, подключены студенты
творческих вузов. Генеральный
директор ЦТ Владимир Спиридо-
нович Осьминин - энтузиаст всей
этой реконструкции - учил жить и
работать новичков, собирая их на
Шаболовке.
Безусый период жизни -
работа на телевидении
Среди них был и я - скромный
ленинградский телевизионщик. Все
мои московские знакомства были
связаны с людьми тех дней - Митя
Федоровский, Рудик Борецкий,
Стелла Жданова, Герман Грошев,
Орлик (Арнольд) Григорян, Игорь
Беляев, Самарий Зеликин. Иных
уж нет.
..
Да и Москву я хорошо знаю
с тех времен, когда мы колесили
съемочными группами по городу,
делая репортажи с фестивальных
событий.
Я вернулся в ленинградский Дом
радио другим человеком. Теперь я
знал, например, что такое 16-мил-
лиметровая пленка - и негативная
и обратимая, то есть позитивная. Я
овладел чешской камерой «Адмира»,
снимал киносюжеты в тележурнал
«Молодой ленинградец», а пленку
проявляли мы все в том же подвале
Дома радио в цинковых баках.
Как известно, я не побывал в
Америке из-за отказа дать отпечатки
пальцев, но через год после фестива-
ля летом 1959 года я уже снимал на
«Адмиру» фильм про молодежный
лагерь на речке Сазаве в Чехосло-
вакии, а осенью - еще один часовой
фильм про визит ленинградской мо-
лодежи в Англию по приглашению
Британского совета.
Где они теперь эти 16-миллиме-
тровые фильмы моей молодости?
После Манчестера и Ливерпуля
наша молодежная группа надолго
остановились в Лондоне, где нас с
моей подругой, радиожурналисткой
Лидой Алешиной, прежде всего,
конечно, интересовало Би-би-си. И
мы туда попали.
Сквозь грохот глушилок мы
в Ленинграде по ночам все-таки
слушали иногда голоса Людмилы
Дмитриевич, Максима Гольдберга,
Севы Новгородцева. Теперь мы их
увидели и даже познакомились.
Чай.
Кофе.
Вежливое общение.
Беседы о принципах и методах ра-
боты электронных средств массовой
информации.
Лиду интересовало радио. Я же
бродил по только что отстроенному
новехонькому зданию телецентра
Би-би-си, озирался в огромных па-
вильонах, где англичане готовились
снимать «Сагу о Форсайтах» - деко-
рации уже стояли, плутал на складах
реквизита и декораций и вспоминал
пророческие слова Ивана Федоро-
вича Ермакова.
...Лес телевизионных антенн на
крышах городских домов и дере-
венских изб обозначал все новые и
новые территории, которые завое-
вывало телевидение. Сохранился
фотоснимок тех времен - в широких
брюках и майке, с лопатой в руках я
стою на пустыре. Это субботник по
расчистке территории для строи-
тельства нового Ленинградского
телецентра на улице Чапыгина, что
на Петроградской стороне.
Голиаф начал расправлять
плечи.
Директором Ленинградской
студии телевидения стал Борис
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 51 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст