С
овременные мемуары
Фирсов - бывший первый секретарь
Дзержинского райкома партии. Хру-
щевская оттепель продолжалась.
..
Новый телецентр (пока еще в
черно-белом вещании) заработал.
Мне довелось быть редактором
первой передачи из новой - самой
большой - Первой студии. Это
был «Голубой огонек» - ведущий
Кирилл Лавров, режиссер Лев
Цуцульковский. Передача шла по
кабелю на Москву.
Советская власть стала пони-
мать всю мощь нового средства об-
щения с народом. По всей стране на-
чали строиться типовые телецентры
(300-метровые студии, стандартные
телевышки), открывались област-
ные и республиканские телестудии.
Я, например, стал одним из «отцов»
казахского телевидения, когда был
послан в Алма-Ату, где целый месяц
наша бригада - режиссер Борис
Трайнин, оператор Саша Селезнев
и я, редактор, обучали работников
республиканского телецентра на-
шему ремеслу.
Незабываемым был банкет в
нашу часть - «бишбармак», где
почетным основателям казахского
телевидения пришлось съесть по
вареному бараньему глазу.
В Ленинграде уже стояло новое
здание на улице Чапыгина, шли
пробные передачи в цвете, а глав-
ный инженер нашего телецентра
Абрам Мельберг уехал в Москву
на строительство ныне знаменитой
Останкинской башни.
Техника шла семимильными
шагами. Уже работали три про-
граммы.
А что же вещание?
Поработав в молодежной, спор-
тивной, детской, музыкальной ре-
дакциях, я приказом директора сту-
дии Бориса Фирсова был назначен
главным редактором литературно-
драматической редакции. Теперь я
стоял рядом с Иваном Федоровичем
Ермаковым.
Блестящая телевизионная ка-
рьера!
Молодое телевидение интере-
совало всех. Я пригласил уже тогда
знаменитого своими театральными
«капустниками» Александра Бе-
линского, и он охотно пришел, став
к настоящему времени телевизи-
онным академиком. Выпускники
Театрального училища режиссеры
устремились на телевидение. Эта
троица - Юрий Маляцкий, Виталий
Фиалковский и Лев Додин вскоре,
правда, распалась. Фиалковский
ушел в театр, Маляцкий остался, а
кем стал Додин, я думаю, рассказы-
вать нет необходимости.
Лучшая театральная режис-
сура города ставила у нас теле-
спектакли - новый вещательный
жанр. Лучшие актеры охотно
участвовали в них.
В большой студии, а иногда и
в двух соседних ставились декора-
ции, которые делались по эскизам
известных художников. Сначала
без камер, а потом с тремя камера-
ми репетировался телевизионный
спектакль. Премьера показывалась
в прямом эфире. Многие наши по-
становки передавались по кабелю
или релейной линии на Централь-
ное телевидение. Магнитной записи
не было. Эти передачи, подобно
трансляции футбольных матчей,
театральных премьер и праздников
с демонстрациями, назывались
«прямой эфир».
Картинки с камер монтирова-
лись на режиссерском пульте во
время передачи.
Так работали Георгий Товсто-
ногов, Игорь Владимиров, Давид
Карасик, Рубен Агамирзян, Иван
Ермаков, Павел Вайсбрем, Петр
Фоменко, Роза Сирота и многие
другие театральные мастера. Ки-
норежиссеры с «Ленфильма» в тех
работах не участвовали.
Так снимались Татьяна Доро-
нина, Алиса Фрейндлих, Зинаида
Шарко, Людмила Макарова, Павел
Луспекаев, Кирилл Лавров, Сергей
Юрский, Олег Басилашвили, Ефим
Копелян.
..
Лесков, Лермонтов, Лопе де
Вега, Кедрин, Вайзенборн, Роуз,
Арбузов, Шекспир, Шоу, Гоголь.
..
Некоторые из этих спектаклей
удалось сохранить, когда была при-
думана система съемки на пленку с
экрана монитора. Но где они теперь,
эти ролики и эти роли?
Тем древним способом снимается
теперь телевизионное «мыло». В
просторном павильоне ставятся
выгородки, которые заполняются
мебелью и реквизитом. Три под-
вижные камеры снимают то, что
изображают актеры, которые перед
съемкой репетировали с режиссером.
Один день - одна серия.
..
Шел 1964 год.
Отправляясь в командировку в
Москву, на Пятницкую, в Гостеле-
радио, надо было всегда рассчитать
время так, чтобы пообедать там - в
Комитете. Столовая на Пятницкой
могла дать фору любому московскому
ресторану, с одной стороны, по вкус-
ности, а с другой - по дешевизне. В
этом огромном здании несколько эта-
жей занимало советское Иновещание,
то есть радиопередачи из Москвы на
разных языках транслировались на
многие страны мира, и работали там
дикторами и авторами текстов про-
коммунистические выходцы оттуда.
Кормили их отменно.
Пообедав за копейки, я отправ-
лялся в приемную председателя
Телерадиокомитета Николая Ме-
сяцева. К тому времени Комитет по
радио и телевидению превратился
в Комитет по телевидению и радио.
Чувствуете разницу?
Николай Николаевич был душа-
человек. Спортивный, подтянутый,
Эскизы декораций к телеспектаклю «Макбет»
режиссера Давида Карасика.
1962 г.
53
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 52 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст