С
овременные мемуары
54
приветливый, бывший комсомоль-
ский работник, он всячески под-
держивал наши просветительские
устремления, хвалил.
..
Не знал он только, что его друж-
ба с Шелепиным, интриговавшим
против Хрущева, приведет его
сначала в Австралию в качестве
советского посла, а потом и лишит
партийного билета.
Ибо 1964 год приближался к
своему знаменитому октябрю.
Мы в нашей литдрамредакции
купались в славе и признании. За-
махнулись даже на создание первого
телекинофильма. Режиссер Лев Цу-
цульковский по сценарию молодого
писателя Владимира Кунина (то
был его первый киносценарий) снял
фильм «Я шофер такси» с Ефимом
Копеляном в главной роли.
Осенью Никиту Хрущева отстра-
нили. Оттепель закончилась, а с ней и
наш телевизионный «ренессанс».
Начались частые вызовы в
Смольный на идеологический ко-
в ер . Стремительно холодало.
Пришли идейные реваншисты.
Вернулись официозность, чтение по
бумажке, фальшь. Хомут главного
редактора литдрамвещания стал на-
тирать шею. Пора было удирать.
Но куда?
Мою редакторскую практику
уже давно скрашивало увлечение
сценографией. Многие режиссеры -
Товстоногов, Владимиров, Карасик,
Ермаков, Белинский, Цуцульков-
ский - приглашали меня оформлять
не только телевизионные, но и
театральные спектакли. Общение с
ними оказалось «заразным». В меня
проник вирус режиссуры.
Сидя в зрительном зале Боль-
шого драматического театра и смо-
тря, как репетирует Георгий Алек-
сандрович Товстоногов, я мечтал
о своем театре, но понимал, что
режиссуре надо учиться.
«.Уходя уходи.»
Если бы в тот момент открыва-
лись курсы цирковых или эстрадных
режиссеров, я бы пошел и туда, но
в вестибюле телецентра я случайно
(подчеркиваю - случайно) наткнулся
на объявление о том, что на студии
«Ленфильм» Г. М. Козинцев набирает
слушателей в свою мастерскую.
Вы думаете, что с телевидением
было покончено?
Ничуть не бывало! Одна бо-
лезнь сражалась в моей душе с
другой заразой.
Виктор Проскурин в роли Германна
в телефильме по заказу
Центрального телевидения
«Пиковая дама».
1982 г.
Киновирус неизлечим. Кино -
род недуга. В кино люди дичают:
перестают ходить на театральные
премьеры, в филармонию, посещать
выставки. Интерес представляют
в крайнем случае фестивали. Но
могучий вирус телевидения - до-
стойный соперник кинематографу.
Теперь, по истечении многих лет,
это отчетливо видно.
Вот и я, став студентом в 34 года
и имея на руках двоих детей, искал
материальную поддержку на родном
телевидении. Сначала давние дру-
зья времен Всемирного фестиваля
предложили сделать мне на Цен-
тральном телевидении два фильма
из серии «Летопись полувека» к
юбилею Октябрьского переворота.
То был монтаж архивной хроники,
серии «1945 год» и «1965 год».
Давняя подруга Лида Алешина,
ставшая главным редактором сту-
дии «Лентелефильм» заказала мне
документальный фильм «Паспорт
матери», а потом и художествен-
ный - «Лето в Бережках» по роману
ленинградского прозаика Сергея
Воронина.
Два года учебы в мастерской
Григория Михайловича Козинцева
завершились дипломным полно-
метражным фильмом «Личная
жизнь Кузяева Валентина». Учеб-
ные короткометражки по сценариям
Натальи Рязанцевой - моя «Кузя и
Маргарита» и Ильи Авербаха «Па-
паня» были объединены не только
одним героем Кузей в исполнении
товстоноговского студента Виктора
Ильичева, но и единым сюжетом
предложенной мною третьей новел-
лы - «Дневником».
Его писал этот незадачливый
парень для участия в телевизион-
ной передаче. То было время, когда
наше телевидение впервые вышло
на улицы для социологических
опросов и интервью со случайными
прохожими. Вот наш герой Кузя и
попался на этот крючок.
Я думал, что навсегда ушел в
кино. Но телевидение аукнулось.
Отцы-изобретатели электрон-
ной системы передачи изображе-
ния на расстояние своей конечной
целью считали создание аппаратов,
способных наблюдать за процесса-
ми, происходящими на земле, под
землей - в шахте, например, под
водой, на границе, в цехе и мага-
зине.
.. Их мечты сбылись. Сегодня
камеры наблюдения следят за нами
повсюду.
.. Думаю, что ни Розингу, ни
Зворыкину в голову не могла прий-
ти мысль, что их детище посягнет на
святая святы - на искусство!
Уже было мало показывать на
экранах телевизоров готовые ки-
нофильмы, но своих возможностей
снимать их у телевидения пока еще
не было. Телевизионщики стали за-
казывать их у киношников.
На «Мосфильме», на «Лен-
фильме», на Студии имени Горького
появились творческие объединения
по производству телевизионных
фильма. Этот этап развития можно
наблюдать, читая начальные титры
в фильмах того времени: «По заказу
центрального телевидения».
На
«Мосфильме» таким объединени-
ем бессменно руководил Сергей
Николаевич Колосов. Довелось и
мне на «Ленфильме» порулить на
таком же посту.
В просторных апартаментах
нового телецентра в Останкине рас-
положилось объединение «Экран»,
которое стало налаживать собствен-
ное кинопроизводство, но, главным
образом, оно заказывало фильмы на
киностудиях. Борис Михайлович
Хессин - генеральный директор и
Герман Грошев - главный редактор
были либеральными заказчиками
и добрыми приемщиками. Мо-
жет быть, поэтому нам удалось
так много сделать. Черной тенью
над нашей деятельностью лежал
необъяснимый конфликт двух
председателей - Госкино в лице
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 53 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст