С
овременные мемуары
56
итальянский критик вдруг обнару-
жил, что наши фильмы о Холмсе не
сериалы, а «выпуски», то есть нечто
небывалое по тем временам. Нас не
приняли во внимание.
..
Правда, потом я торговал на
миланском телерынке «Мифед»
нашими фильмами о великом
сыщике.
А однажды руководство Цен-
трального телевидения совершило
попытку связать меня с сэром
Питером Устиновым (естественно,
после успеха «Холмса»), чтобы
осуществить телеэкранизацию его
романа «Крамнэгел», изданного
у нас еще в 1986 году. Мы даже
общались с ним - он на ломаном
русском, я на ломаном английском.
Ничем это не закончилось. Началась
«перестройка». А сэр Питер умер в
Швейцарии.
На волне перестройки рас-
цвело мое родное ленинградское
телевидение. Теперь оно называлось
«Петербург - 5 канал».
Возглавила его талантливая
журналистка, «Валькирия пере-
стройки», пламенная соратница
Анатолия Собчака и Бориса Ель-
цина энергичная Белла Куркова. Ее
«Пятое колесо» катилось по городам
и весям новой России, потому что
канал имел трансляционную сеть,
подобную московским каналам, до
самого Владивостока. «600 секунд»
Александра Невзорова и Светланы
Сорокиной отсчитывали ежедневно
время новой власти.
В сетке передач «Пятого канала»
значился и мой «Консерватор» -
получасовые беседы с приятными
людьми. Предложила мне вести
такую передачи все та же Белла
Куркова - моя бывшая студентка и
дипломница с тех времен, когда я на
заре своей телевизионной карьеры
согласился читать на факультете
журналистики предмет под назва-
нием «Редактура на телевидении».
Я был молод, нуждался в деньгах,
студенты мне не нравились (у девиц
пахли подмышки, у парней - ноги),
и я в Университете не задержался,
выпустив, правда, в качестве руко-
водителя дипломных работ парочку
будущих знаменитостей - Бориса
Спасского и его сокурсницу Беллу.
Практически их дипломные
сочинения были первыми попыт-
ками описать это новое явление в
нравственной, эстетической и соци-
альной сферах нашей жизни - ТВ.
Фотопробы В.Ливанова и А. Кайдановского
на роль «великого сыщика».
1978 г.
Вдохновляла нас статья в журнале
«Новый мир» молодого московско-
го театрального критика Владимира
Саппака, первого телеидеалиста и
провидца.
Черноглазый караим, смешли-
вый и добрый, прикованный к посте-
ли тяжелым недугом, он пристально
глядел на экран своего телевизора и
увидел в этом новом общественном
явлении всю его будущую силу. Это
ему принадлежат понятия «эффект
присутствия» и «сила личности»,
«живой эфир» и «окно в мир». Лишь
после его безвременной смерти его
жена, замечательный критик Вера
Шитова и ее коллега Инна Соло-
вьева выпустили в свет в 1961 году
книгу «Телевидение и мы. Четыре
беседы». Эта тоненькая книжка
была нашим «новым заветом». Она
содержала в себе конспект всех бу-
дущих исследований Т В .
Написав дипломную работу про
ТВ, Белла Куркова, тем не менее,
еще долго работала в детской газете
«Ленинские искры», пока не ока-
залась на Ленинградском телеви-
дении, где сделала стремительную
карьеру от простого корреспондента
до руководителя канала.
Вот эта самая Белла Куркова -
моя бывшая студентка и пригласила
меня вести получасовую передачу-
беседу «Консерватор».
Я уже имел опыт телеведущего.
Пару лет на Общественном россий-
ском телевидении под редакцией
Галины Скоробогатовой я вел, по-
сле ухода Эльдара Рязанова и до
прихода Георгия Капралова, «Ки-
нопанораму».
Бурные события августа 1991
года - ГКЧП - застали меня в
Мельбурне на кинофестивале, где я
показывал «Зимнюю вишню». Там,
в Канаде, пришлось купить малень-
кий приемник «Сони» - слушать
новости из России. Но ничего не
было слышно. И возвращались мы
домой настороженные.
Потом горел «Белый дом», был
распущен Ленинградский обком
партии во главе с его секретарем
Борисом Гидасповым, которого мы
жестоко называли «Гестаповым».
- Верните людям рассудок! -
сказала Куркова.
- Нам нужен здравый смысл. -
добавил заместитель Беллы и верный
ее соратник по телевидению Виктор
Правдюк.
«Консерватор» был удачным
проектом. Я сам выбирал «жерт-
ву» и тему для беседы. Все, с кем я
говорил, были милы моему сердцу.
Были ученые люди - академик
Д. С. Лихачев, востоковед и архео-
лог Петр Грязневич, скандинавист
и знаток кухни Вильям Похлебкин,
социолог Борис Фирсов - бывший
директор Ленинградского телевиде-
ния. Были писатели Валерий Попов,
Григорий Горин, Виктор Ерофеев,
поэт Владимир Британишский.
Были режиссеры Алексей Герман и
Владимир Хотиненко, актеры Алла
Демидова, Елена Сафонова, Олег
Янковский. Всех не перечесть.
Интерес Центрального теле-
видения к заказам на производство
телефильмов на киностудиях уга-
сал. «Экран» сам решил снимать,
не распыляя деньги по сторонам.
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 55 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 57 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст