С
овременные мемуары
Киностудии тоже начали рассы-
паться - делясь на мелкие хуторские
хозяйства - воцарились хозрасчет и
самоокупаемость.
Среди прочих студий в рамках
«Ленфильма» была создана нами и
студия «Троицкий мост», хозрасчет-
ная и самоокупаемая. За первую пару
лет, начиная с 1988 года, мы выпу-
стили 15 полнометражных фильмов,
среди которых были работы А. Ро-
гожкина, Э. Ясана, С. Проскуртиной,
О. Тепцова, К. Лопушанского, даже
три фильма А. Сокурова! Но слава
к нам пришла на Каннском фести-
вале 1991 года, где были показаны
две наши дебютные картины - на-
чинающего режиссера и недавнего
сценариста Павля Лунгина «Такси-
блюз» (приз «За лучшую режис-
суру») и бывшего документалиста
Виталия Каневского «Замри-умри-
воскресни» («Золотая камера»).
Студия «Троицкий мост» была
замечена.
Моя роковая зависимость от
телевидения дала о себе знать. На
этот раз в лице генерального ди-
ректора французского телеканала
«Ля Сэт» месье Жерома Клемана
и владельца студии «Содаперога»
месье Ги Селишгманна.
Нам был предложен лакомый
кусок!
Экранизацию семи русских по-
вестей сделал парижский славист и
журналист Жак Байнак. Семь стра-
ниц истории России - от бардака
революции до бардака перестройки.
Семь российских режиссеров долж-
ны были снять каждый по часовому
фильму на русском языке с русски-
ми актерами за французские деньги.
Подарок судьбы!
Сложности начались, когда фран-
цузские сценарии по русской прозе,
сделанные Жаком Байнаком, были
переведены обратно на русский. Тек-
сты было невозможно узнать.
..
Пришлось мне снова взяться за
рассказ Леонида Андреева «Тьма»,
Павлу Чухраю за роман Марка
Алданова «Ключ», Виктору Тито-
ву за рассказ Вс. Иванова «Дитя»,
Алеександру Рогожкину за повесть
Владимира Зазубрина «Щепка»
(фильм «Чекист»), Вячеславу Соро-
кину за роман Сергея Залыгина «На
Иртыше», Александру Муратову за
повесть Лидии Чуковской «Спуск
под воду» (фильм «Рукопись»).
И только наша дебютантка Роза
Орынбасарова не стала ничего экра-
низировать, а сняла телефильм по
оригинальному сценарию «Зал ожи-
дания» про путаницу перестройки.
К тому времени, когда мы закон-
чили работу над «Русскими пове-
стями», канал «Ля Сэт» исчез, рас-
творившись во франко-германском
культурном телеканале «Арте». На
нем и были показаны с большим
успехом и хорошей прессой все семь
наших работ.
Казалось бы, с телевидением,
на этот раз с французским, все было
закончено. Но нет.
.Когда меня спрашивают, зачем
я превратил свою успешную «Зим-
нюю вишню» в телесериал, я киваю
в сторону Курковой:
- Это все Белла придумала.
Это она нежданно-негадано
позвала меня художественным ру-
ководителем своего петербургского
телеканала. Мало ей было того, что
уже второй год я вел передачу «Кон-
серватор». Это она сказала:
- Нечего вам сидеть на наших
скучных совещаниях.
. Лучше бы
поставили у нас что-нибудь.
Так стал осуществляться за
деньги компании «Петербург-5
канал» сериал «Зимняя вишня» -
многосерийный телероман, давно
задуманный моим другом, сценари-
стом Владимиром Валуцким.
А уже заканчивался 1991 год -
грозные времена дикого капитализма,
передела собственности, рейдерства,
кровавых интриг.
По коридорам телестудии на
улице Чапыгина прогуливались,
заинтересованно озираясь, заезжие
гости из Москвы - Лисовский, Ди-
бров, Григорьев.
Меня как худрука 5-го канала
стали приглашать на странные ту-
совки, знакомить с главным лицом
этих тусовок Костей Могилой.
Было тревожно.
Распространялись слухи о том,
что Куркова нечиста на руку.Кем-
то подогреваемые профсоюзные
активисты на собраниях выражали
ей недоверие. Когда она шла в гости
к другому «пассионарию перестой-
ки», такому же, как и она, депутату
Верховного совета Олегу Басилаш-
вили, в парадной его дома Курковой
проломили голову. Чуть позже был
беспощадно избит ее зам по информа-
ционному вещанию Слава Нечаев.
Она ушла. Ни Собчак, ни Ель-
цин, которым она верно служила, не
заметили ее ухода.
Осенью 1990 года приказом
председателя Гостелерадио СССР
товарища Ненашева был создан
первый коммерческий канал «2х2».
Появилась реклама. Запахло день-
гами.
..Криминал положил глаз
на телевидение. Кто противился,
того уничтожали. Так погиб Влад
Листьев. Появилось загадочное
слово «рейтинг», что по-английски
означает всего лишь «рядовой».
Возникли списки «медийных» и
«не медийных» артистов. Новые
невежественные пастухи стали от-
делять овец от козлищ.
Мы тем временем закончили
телесериал «Зимняя вишня».
На «Пятый» вдруг как снег на
голову пришло новое начальство. Я
еще оставался худруком, но ни разу.
ни разу в глаза не видел этих новых
хозяев. Стройные ряды гламурных
секретарш преграждали дорогу в
таинственно закрытые кабинеты.
Через юристов в адрес студии
«Троицкий мост», которая снимала
этот сериал по заказу Пятого канала,
пришло сообщение, что мы должны
вернуть потраченные деньги. Нет,
вы не ослышались! Не отдать заказ-
чику фильм, а вернуть деньги.
Шло время, были арбитражные
суды, абсурдность претензий была
очевидна.
Выручил Константин Львович
Эрнст - он выкупил сериал, показал
его по Общественному российскому
телевидению, и вскоре мы полу-
чили приз «Серебряная олива» на
телефестивале в городе Баре, что в
Черногории.
А кассеты двенадцатисерийного
варианта «Зимней вишни», когда-то
заказанного Пятым каналом, до сих
пор лежат в сейфе студии «Троиц-
кий мост».
«Петербург-5 канал» пришел
в упадок.
И вот мы, несколько заговор-
щиков из числа ветеранов старого
Ленинградского телевидения, ищем
выход из положения.
- Надо менять ориентацию
канала. - говорит режиссер Лев
Цуцульковский.
- Давайте обратимся к Дмитрию
Сергеевичу, он друг нашей семьи, -
говорит редактор Елене Шмакова,
внучка знаменитого телевизионного
академика Петра Шмакова.
..
.Ночь.
Я сижу за письменным столом
над листком бумаги. Пишу:
57
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 56 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 58 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст