С
овременные мемуары
«Телефорум». Иной раз приглаша-
юсь на разные ток-шоу демонстри-
ровать свою седину.
..
Телеаудитория тоже измени-
лась. Кто побогаче, а теперь появи-
лись такие, обзавелись «тарелка-
ми», стали смотреть «заграницу».
Если в прошлом определить раз-
витие телевидения в нашей стране
можно было по крестам антенн на
крышах домов, то теперь грабители
легко узнают зажиточные кварти-
ры по вывешенным на балконах
«тарелкам».
Недавно старая знакомая ле-
нинградка Светлана Сорокина при-
гласила меня на свою передачу по
возрожденному «Пятому каналу»
поговорить о 30-летии все того же
Холмса. Только беседа почему-то
велась в Москве, возле Донского
монастыря, в странном павильоне
какого-то бывшего завода, а не на
улице Чапыгина в петербургском
телецентре, в строительстве кото-
рого я принимал участи.
Среди прочих архивных папок,
что стоят у меня на полке, есть
две, которые я открываю чаще
других. Содержание папки «кино-
проекты» я описал в своей книге
«Бейкер-стрит на Петроградской».
А вот вторую - «телепроекты» я
открываю сейчас. Итак, краткая
экскурсия по кладбищу телевизи-
онных идей.
Про «Крамнэгел» Питера Усти-
нова и про серию чеховских юморе-
сок «Театр ЧехонТВ»я уже говорил.
Жалею, что не удалось реализовать
замысел Григория Горина «Ковент
Гарден» - российский вариант
«Пигмалиона». Не состоялся еще
один «английский» сериал «Черный
юмор Альбиона» по новеллам Ро-
альда Даля. Дело уперлось в автор-
ские права. Интересный проект
был у нас с Владимиром Валуцким
- «Полет Валькирии» - экраниза-
ции романов Анастасии Вербицкой
«Ключи счастья» и Лидии Чарской
«Княжна Джаваха».
Это была замечательная идея
известной специалистки по кино и
телевидению Майи Туровской. Ни
один канал «не клюнул».
Полгода я сидел над сценарием
четырехсерийного «Обрыва» по
мотивам замечательного романа
И. А. Гончарова. Потом выбирал на-
туру, потом морочил голову актерам
на «кастингах», что по-английски
означает «наем пиратов на корабль».
Все впустую. Деньги, видите ли, у
продюсера исчезли.
И так далее, и тому подобное.
Путаясь в пухлых недельных
программах телепередач, нажимая
на кнопки пульта, я созерцаю это
безбрежное волнующееся море теле-
видения и думаю, как был прав Иван
Федорович Ермаков - телевидения
сожрало все!
На горизонте, правда, маячит
грозный соперник - Интернет.
Стало конкурентом и радио - ав-
томобильные пробки вернули ему
вынужденных слушателей.
Телевидение рассыпалось на ты-
сячи каналов, рассредоточилось, но
все еще не потеряло могучую силу.
Что же это за колдовская сила
такая?
* * *
Мы, нынешние, кичимся тем,
как далеко мы ушли от наших пред-
ков со стиральными машинами,
автомобилями, самолетами, с тем
же телевидением, наконец. А наши
страсти, чувства, боязнь смерти,
волнения толпы, жадность, алч-
ность, ненависть, зависть, любовь,
разврат, трусость и геройство? Разве
они изменились?
Разве созерцание боя гладиато-
ров так уж сильно отличается от азар-
та толпы во время корриды, бокса, боя
без правил, тхэквендо, тайских схва-
ток, кикбоксинга, грызни бойцовых
собак и петушиных боев?
Четыре мировые религии с
переменным успехом пытаются
облагородить человека, освободить
его от звериных инстинктов, прелю-
бодеяний и дьявольских соблазнов.
Пытки, извращения, садо-мазохизм,
уничтожение себе подобного - из
всего живого на земле эти инстин-
кты свойственны только человеку.
В жизни античных людей глав-
ная городская площадь или амфите-
атр были и государством, и судом, и
искусством, и наукой, и источником
информации, и самим народом,
отправлявшим себе подобных на
смерть или на подвиг.
В наши дни эти «демократиче-
ские» функции взяло на себя инте-
рактивное телевидение!
...Первый секретарь Ленинград-
ского горкома партии Юрий Фи-
липпович Соловьев сидел в своем
смольнинском кабинете мрачнее
тучи. Я вошел к нему с какими-то
ленфильмовскрми делами. Было
известно, что Соловьев благоволил
к культуре, к кинематографу в осо-
бенности.
- Добрый день! - сказал я.
- Добрый?!! - взревел Юрий
Филиппович и швырнул мне на
столик, за который я сел, толстую
пачку печатных листков.
Это был «Белый ТАСС» - еже-
дневная секретная информация
агентств о фактах, случившихся в
городе за истекшие сутки. «Белый
ТАСС» получало только высшее
руководство города. Аварии, ДТП,
грабежи, изнасилования, стрельба,
пожары и обрушения, угоны машин,
газовые и водопроводные ЧП, по-
годные аномалии.
Короче, жизнь
многомиллионного города. Все под-
робности этой жизни должно было
знать только начальство.
Теперь, благодаря телевидению,
об этом знают все!
Телевизионные каналы канали-
зировали всю планету. Мгновенная
передача информации и изображе-
ния лишь усугубляет ситуацию.
Акула напала на яхту возле
берегов Чили - то есть случилось
это на обратной (для нас) стороне
Земли. Об этом узнают миллиарды
людей. Каждые четверть часа нам
сообщают, сколько баррелей нефти
вылилось за эти 15 минут в Мекси-
канском заливе. Любой тележный
скрип привлекает к себе толпы
молодых репортеров с камерами
на плечах.
Нужно ли это всем знать?
Какая-то всемирная «античная
площадь» И, конечно, мифотвор-
чество!
Еще совсем недавно телевиде-
ние, выполняя, главным образом,
информационные, общественно-
политические функции и прочий
«официоз», свои художественные
программы формировало из транс-
ляций театральных спектаклей,
концертов, покупки и показа худо-
жественных фильмов, созданных на
киностудиях страны. Но с некоторых
пор Голиаф решил сам заниматься
художественным творчеством. Это,
как ему кажется, и экономически
выгодно и престижно.
Опыт «высоких» искусств был
ему не указ.
Указом стал «рейтинг», голос
толпы, мораль финансовой вы-
годы, вкусы рекламодателей. Про-
исхождение рекламных баронов
известно. То, что их дети учатся
в оксфордах, а сами они ездят на
59
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 58 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 60 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст