С
овременные мемуары
60
«бентли» с охраной на «кайеннах»,
вкусам свой молодости они верны -
стрелки и разборки, милицейские
участки и дознания, суды, хитро-
умные аферы, насилие, гламур,
клоунада, зона, сплетни и никели-
рованное оружие. Таково нынешнее
содержание лучших часов телеви-
зионного вечера - «прайм-тайм»
на большинстве наших каналов,
каждый из которых считает своим
долгом иметь собственные «крими-
нальные» программы типа «ЧП»
или «Дежурной части».
И лишь после полуночи, когда
рекламные бароны со своими дамами
разъезжаются по клубам и ресто-
ранам, телевизионное начальство
- вполне интеллигентные люди -
осмеливается поставить в программу
классический фильм или симфониче-
ский концерт.
.. Где-нибудь в районе
двух часов пополуночи.
Наша телевизионная аудитория
удивительно напоминает обстанов-
ку античного театра. Еще четыре ты-
сячи лет назад зрители возлежали на
мраморных скамьях, пили и закусы-
вали, наблюдая за жизнью «масок».
Длилось это целыми днями.
Наш зритель лежит не на кам-
нях, а на мягком диване - техни-
ческий прогресс налицо. Да еще и
бесплатно!
Пассивный вид досуга, сибарит-
ство, верхоглядство, перескакива-
ние с канала на канал, «развлекуха»,
отсутствие желания переживать
за героев, и телевизионная муза,
теряя год от года чувство стыда и
этической совести, отдалась обслу-
живанию, сервильности, «работе
на спрос».
- Чего изволите?
- Хлеба и зрелищ!
Законы античной драматургии
современное телевидение переина-
чило на свой лад. Греческая тра-
гедия (любимый жанр древних)
обернулась на наших экранах кри-
миналом и «экшеном», античная
комедия выродилась в «Кривое
зеркало», маски древнего театра
стали гулять по телепрограммам
в виде ментов.
Нынешние сериалы странным
образом повторяют рецепты наи-
вной, отнюдь не психологической
древней драматургии: случай, встре-
ча, суд, дорога, подсматривание
и подслушивание, находки и вы-
крадывание дневников, расписок,
рукописей, документов.
В древних спектаклях жили
яркие личности, характеры титанов
и героев. У нас же актеры играют не
«характеры», а лишь артикулируют
сюжеты, извлеченные из папок
угрозыска.
Мощная частная компания -
дочернее предприятие АФТ «Си-
стема» - корпорация RWS («Рос-
сийские всемирные студии») уже
несколько лет занимается производ-
ством многосерийной продукции
для ТВ. Иные проекты достигают
четырехсот серийных единиц.
Один из моих учеников, окон-
чивший ВГИК, был приглашен туда
в качестве режиссера-постановщика.
Но у него оказалось еще два «смен-
щика». Он должен был работать
через два дня на третий.
- Хороший сценарий? - спра-
шиваю я моего ученика, который
пять лет учился кинорежиссуре.
- Эпизод «на сегодня» редак-
торша приносит в начале смены. -
отвечает мне мой ученик, с отличи-
ем защитивший свой дипломный
фильм.
- А актеры хорошие?
- Актеров приводят из «кастинг-
дирекции», - отвечает мне мой быв-
ший ученик, сам неплохо игравший
в наших учебных постановках.
- Кто оператор?
- Их трое.
.... Вот так стряпается телеви-
зионный «фастфуд», так плодится
китч, организованный малообразо-
ванными дельцами.
А когда я в беседе с одной актри-
сой спросил ее, как ей работалось на
сериале и как звали режиссера, она
ответила:
- Их было трое
- А кто главный?
- Мы узнавали его по цветным
кедам.
Может быть, это тоже был мой
бывший ученик?
Канадский философ и социолог
Герберт Маркузе еще в 60-х годах
прошлого века предупреждал:
- Дети должны слушать сказки
и читать книжки, представлять себе
описываемый мир, мыслить. Тогда у
них в мозгу будет развиваться «зона
воображения». Увиденное глазами
телевизионное изображение будит
эмоции, а не мысли. Человек без
воображения глух к чужой боли!
Горы трупов, смерти, катастро-
фы, экологические бедствия и мас-
совый голод, о которых сообщает
всемирное телевидение, оставляют
современного человека спокойным.
Прогноз Герберта Маркузе сбы-
вается.
Это электронное изобретение
стремительно перемоделирует мир.
Избирательные кампании, партий-
ные движения, работа парламентов,
мода, популярность невозможны без
вмешательства телевидения. И нако-
нец, всемирный террор! Разве стали
бы атаковать террористы Всемирный
торговый центр в Нью-Йорке, если
бы не было телевидения как средства
распространения устрашения? Все
жители Земли знают Бен Ладана в
лицо. По той же причине.
Когда-то, еще до войны, заме-
чательный актер и режиссер Орсон
Уэллс, работая на радио, перепугал
всю Америку постановкой, имити-
рующей радиопередачу о начале
войны. Был эффект разорвавшейся
бомбы!
Сейчас телевидение пугает нас
ежедневно, режиссирует, имити-
рует ужасы, коварные розыгрыши,
интриги и катастрофы. Но все как
оглохли.
Может быть, это и хорошо?
Прочитав написанное и огля-
девшись по сторонам, я прихожу
к выводу, что мы живем в период
упадка.
Нет, конечно, не все так плохо!
Работает канал «Культура». Правда,
вещает не из Петербурга - «культур-
ной столицы России», говоря сло-
вами Б. Н. Ельцина, а из Москвы.
Но хоть рекламы нет! Детский
«Бибигон», опять ж е. Правда - с
рекламой. На заграничных каналах
с помощью тарелки можно глядеть
передачи о флоре и фауне.
Уж коли я вспоминал антич-
ность, то ведь и Рим был в упадке.
Но пришло возрождение!
Так что не все потеряно. И за
первым столетием телевидения по-
следует второе.
* * *
Судьбе было угодно связать
большую часть моей жизни с телеви-
дением. Поэтому 9 мая 2011 года я на-
деюсь отметить столетие телевидения
вместе с моей давней приятельницей
Маикой Фоминой, внучкой профес-
сора Бориса Львовича Розинга.
Надеюсь, что и Петербургский
технологический институт вспом-
нит эту дату и пригласит старого
телевизионщика на торжество.
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 59 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 61 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст