я
.
етербуржцы и петербурженки
Малый знак
объяснять С. Довлатову, что такое
десятиборье в легкой атлетике в от-
личие от пятиборья как вида спорта,
включающего в себя конный спорт,
плавание, фехтование, стрельбу и
кросс. Тогда еще эту разницу между
двумя видами спорта он до конца
не осознал: подтверждением тому
стал данный С. Довлатовым «кра-
сивый» заголовок одной из статей
B. Степанова в нашу многотиражную
газету о спортсмене-десятиборце-
«корабеле», которая вышла в печать,
озаглавленная «10 побед Григория
Портного». Заголовок был не со-
всем корректный, так как победы
в отдельных видах этого противо-
борства могут вообще не влиять на
конечный результат спортсмена в
соревновании по этой дисциплине
легкой атлетики. Но уж, видимо, так
понравилось Сергею, недаром ведь
он говорил: «За фразой - ничего, но
как звучит!»
И, наконец, хотелось бы вспом-
нить о персонаже одного из первых
опубликованных очерков самого
C. Довлатова «Мир современника -
комментарий к песне» в журнале
«Аврора» в № 1 за 1969 год, героем
которого стал популярный в «Кора-
белке» человек - Юрий Щенников.
Он был студентом нашего вуза - на
два курса старше нас, а до того
окончил институт Лесгафта, будучи
по спортивной профессии сильным
копьеметателем. В «Корабелке»
Ю. Щенников увлекся фотографией
и достиг в этом деле больших успе-
хов. Как фотокорреспондент часто
печатался в многотиражной газете,
а впоследствии эта профессия стала
его основной работой в ленинград-
ской прессе. Яркой страницей био-
графии Ю. Щенникова было участие
в студенческих целинных отрядах.
Все это в совокупности и привлекло
к нему интерес С. Довлатова, резуль-
татом чего и стал упомянутый очерк
в журнале «Аврора», написанный в
развитие «Человека, который всегда
спешит» - статьи Сергея о Юрии в
«За кадры верфям».
Сюжет четвертый: о самоиро-
нии С. Довлатова и о событиях
сегодняшних дней.
Более сорока лет назад он как
редактор газеты выпустил в печать
нашу статью о мемориальных до-
сках в Ленинграде. Фантазии не
хватило бы никому предположить,
что на улице Рубинштейна, в городе
и стране с другими названиями и
ценностями, мы увидим еще одну
доску - в память о нем, да к тому же
после кончины в эмиграции обрет-
шего популярность на родине.
«Ирония в собственный адрес, -
как считал С. Довлатов, - есть при-
знак ума». И еще: «Выставлять себя
для интеллигента неприлично». Он
неоднократно это повторял, и мы
хорошо запомнили эти фразы.
Исходя из этого, нетрудно себе
представить, как бы С. Довлатов
описал открытие мемориальной
доски на улице Рубинштейна в свою
честь. Скажем при том, что свою
гипотетическую известность он не
Ромбик ЛКИ
презирал (а тогда и желал издаваться,
иметь «всесоюзную читательскую
аудиторию»), но, думаем, не отказал
бы себе и нам в удовольствии, «обы-
грав» слова восхищения в свой адрес
от экс-лидера комсомолии времен
его «литературных иллюзий». Или,
узнав о создании «международного
фонда С. Довлатова», наверняка бы
прокомментировал и это событие
в свойственной ему иронической
манере! В таком же стиле «от-
рецензировал» бы он, наверное, и
многочисленные воспоминания его
«друзей» («Как мало нас было, как
много вас осталось»). Вспоминаем
Сергея и сегодня, столкнувшись с
ситуациями такими, например, как
собирание справок о стаже в архиве
ЛКИ (о том самом совместительстве
в газете) или ожидание в очереди со-
беса за оформлением пенсии - сцен-
ки, «достойные кисти Айвазовско-
го» - повторял он. А теперь, точнее,
достойные «Ундервуда» Довлатова.
..
Как здорово придумано, что офици-
альную мемориальную доску на его
доме украшает весьма самокритич-
ный автошарж писателя!
64
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 63 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 65 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст