я
.
етербуржцы и петербурженки
А.
Б. Большаков
1
7 6
В 2005 году у меня случился
приступ, закружилась голова, на
несколько секунд потерял сознание.
Вызвали врача, оказалось, что у
меня мерцательная аритмия серд-
ца. Так я попал в 18 медсанчасть
ЛОМО, которая находится на Чу-
гунной улице, в доме 46.
На нашем отделении, на стенах
висели картины русских, украин-
ских художников 1920-х годов.
На другом отделении тоже были
картины. Однажды, пройдя в кар-
диологическое отделение я увидел
в холле две скульптуры женщин.
Одна женщина играла на флейте,
другая держала в руках чашу. Они
сидели на черных сиденьях. Загля-
нув за скульптуру, я увидел надпись:
«P.D.' EPIIVAY Inapire'd un bras-
rebief grec».
На другой скульптуре стояла
подпись: «P D'EPINA».
Выйдя из медсанчасти, я позво-
нил специалистам по скульптуре и
спросил, кто такой де Эпина. Выяс-
нилось, что это француз, скульптор
второй половины XIX века, жил в
Италии.
В Эрмитаже есть три его скуль-
птуры. Как выяснилось, этих нет.
Консультацию мне дала сотрудник
Русского музея, специалист по скуль-
птуре Клавдина Ольга Алексеевна.
Однажды, листая книгу Б. Р. Ви-
нера (Искусство Древней Греции. М.:
Наука, 1972), я наткнулся на рисунки
археологических раскопок в Древней
Греции, в 1887 году перестраивалась
вилла Людовика, а во время работ
был обнаружен рельеф строгого
стиля, который служил украшени-
ем алтаря, посвященного богине
любви Афродите. Главный рельеф
изображал рождение Афродиты из
морских волн.
Боковые крылья изображали
два различных воплощения богини
любви.
Закутанная в покрывало неве-
ста совершает жертвоприношение
(курение) богине. Обнаженная гете-
ра играет на флейте. Обе женщины
сидят на тронах, целомудренная
* Родился на о. Св. Маврикия в 1836
году, умер в 1913 году.
невеста и в вольной позе гетера,
заложившая ногу на ногу. Рельеф
назвали «троном Людовика».
Скульптуры медсанчасти были
копиями этого рельефа, гетера игра-
ет на флейте и невеста приносит
жертвенное курение богине.
Нам известны скульптуры Эпи-
на, выполненные в разные годы, это
«Пробуждение» (1873. Аничков
дворец. Александр Ш), «Вакхан-
ка» (бюст, 1896. Аничков дворец.
Александр Ш), «Вакханка» имела
пару - «Сатира». «Давид» (Рим.
1876). Вполне возможно, скульптор
сделал копии рельефа в мраморе для
дочери Александра III в Аничкином
дворце, в 1890-х годах.
Здесь они стояли до революции.
В 1918 году отдел новой скуль-
птуры во главе с Жаннеттой Ан-
дреевной Мацулевич в результате
отбора из многочисленных дворцов
императорской фамилии «приоб-
рел» ряд интересных произведений.
В частности, коллекцию из Аничко-
ва дворца де Эпина.
Как попали скульптуры в мед-
санчасть - остается загадкой. Мо-
жет быть, какой-то партийный
деятель решил поставить их у себя,
но здесь находится чья-то частная
коллекция.
Может быть, во время блокады
в ЛОМО отдали на хранение эту
коллекцию и она сохранилась, до-
шла до наших дней, но не попала
в музей.
Часть коллекции пропала, а что
осталось - является «частной» соб-
ственностью ЛОМО, и государство
не может ее приобрести.
Является ли эта коллекция
частью музея, если ли у ЛОМО на
них документы, мне не известно. В
подвале я видел литье: казаки на
конях, которые просто валялись
на полу в комнате. Эрмитаж пы-
тался приобрести скульптуры у
ЛОМО, но получил отказ, хотя им
даже предлагали сделать копию,
а настоящие выставлялись бы в
музее, но.
..
Какая судьба ждет их в буду-
щем: аукцион или музей? Что будет
сильнее: «частная» собственность
или любовь и сохранение нашей
культуры в городе.
Р. S. Почему такие коллекции не
стоят на учете в ГИОПе?
Во Всероссийском обществе
охраны памятников?
Почему наше культурное насле-
дие сейчас в частных владениях?
Почему все чаще можно про-
читать об аукционах, где выставля-
ются экспонаты из России?
Почему наши законы «о со-
хранении нашего культурного на-
следия» не работают?
Получается почти как у Гамлета:
«Бизнес или культура?» - вот в чем
вопрос.
Все эти вопросы можно не за-
давать, а поставить один вопрос.
Какая судьба ожидает коллекцию
и скульптуры, если ЛОМО продаст
медсанчасть частному лицу?
История Петербурга. № 5 (57)/2010
предыдущая страница 75 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн следующая страница 77 История Петербурга №57 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст