еожиданный ракурс
10
Лесистый берег Сумерки.
Худ. И. Левитан. 1892г.
из них под названием «Лесистый
берег. Сумерки»3. Полотно это на-
писано художником в 1892 году,
и было оно не очень известно по
сравнению с другими. Вообще-то по
части сумерек у Левитана большая
подборка произведений, это и про-
сто «Сумерки», и «Сумерки. Стога»,
и «Сумерки. Сараи», и вот теперь
передо мной «Лесистый берег.
Сумерки». Очевидно, сумерки для
Левитана были одним из любимых,
предшествующих заходу солнца,
периодов состояния природы.
На полотне был изображен
летний пейзаж: хвойный лес над об-
рывом, под которым голубой лентой
с крутым изгибом протекает река, а в
ней, как в зеркале, отражаются хвой-
ные деревья, обрывистый берег и
облака. Конечно, ни сам лес, ни река
не имели каких-то исключительных
особенностей, которые наводили бы
на какие-нибудь размышления, а вот
обрыв над рекой был очень живопи-
сен, такой встретишь не часто. Это
был песчаный склон, спускавший-
ся к реке под углом градусов под
сорок пять. Место это показалось
мне очень знакомым, потому что
нечто подобное я уже видел на реке
Оредеж в окрестностях Сиверской в
местечке под названием Песчанка.
Если ехать по железной до-
роге от Санкт-Петербурга на юг, в
направлении на Лугу, то через 69
километров как раз и будет станция
Сиверская, к которой вплотную
примыкает поселок Сиверский.
Он стал излюбленным местом
дачного отдыха петербуржцев еще
с 50-х годов XIX века, после того
как рядом с ним была проложена
первая в России дальняя желез-
нодорожная магистраль Санкт-
Петербург - Варшава. Сиверскую
и ее окрестности за красоту местной
природы и уникальность климата
питерские дачники прозвали «Рус-
ской Швейцарией» или «Северной
Швейцарией». В окрестностях
Сиверской есть и другие не менее
известные дачные места - Кезево,
Белогорка, Межно, Рождествено,
Даймище, Грязно, Выра, Песчанка
и другие, все они расположены на
живописных берегах реки Оредеж.
Издавна эти дачные поселки облю-
бовали для отдыха в летнее время
не только простые люди, которые
называли здешние места «Крымом
для бедных», но и известные россий-
ские и советские деятели искусства,
науки и культуры, которые здесь не
только отдыхали, но и плодотворно
работали.
Вот что, например, упомина-
ет о той же Песчанке местный
краевед А. А. Семочкин. Он пишет:
«Сосновый бор Песчанка при-
надлежал до революции господам
Любощинским-Быковым. На высо-
ком берегу, сухой и светлый, он еще
во второй половине прошлого века
был облюбован петербургскими
артистами; в добротных съемных
дачах “в русском стиле”» много лет
прожили Варламов, Вяльцева, два
сезона отдыхал здесь Шаляпин. Бе-
седки, павильоны, лодочная станция
на реке, китайщина и туретчина.
Но - красиво. Потом здесь был
дом отдыха “Песчанка”, граждане
отдыхающие гуляли по тропинкам
вдоль обрывов, а вечером заполня-
ли танцевальную веранду. Нечего
и говорить, что местная молодежь
тоже тут вся толкалась, и розовые
амуры с полными колчанами роем
вились над этой верандой. Ходили
еще пить бывшую радоновую воду
из артезианского источника, что на
границе Песчанки и Выры. Сква-
жина, пробуренная еще в 1914 году,
дала фонтан минеральной целебной
воды, был даже проект строить здесь
санаторий. Потом, по мере износа
обсадных труб, стала к глубинной
воде примешиваться верховодка, а
там и вовсе замолк источник.
..»4
Но бывал ли когда-либо в этих
местах Левитан? И рисовал ли он
когда-нибудь берега реки Оредеж?
Сразу же ответить на эти вопросы,
я думаю, не смогут даже биографы
художника.
Да и невозможно было поверить
в то, что местность, изображенная
на картине Левитана почти 120 лет
тому назад, та самая и при этом со-
всем не изменилась? Чтобы в этом
убедиться, нужно было съездить на
то место.
Но перед тем как это сделать?
я просмотрел всевозможные статьи
и книги о жизни и творчестве Леви-
тана с целью найти информацию о
его пребывании в начале 90-х годов
XIX века в Санкт-Петербургской
губернии, и не где-нибудь, а имен-
но в Сиверской и ее окрестностях.
Но ни в одной из печатных работ
я не нашел упоминаний об этом,
как, впрочем, и то, что им было на-
писано хотя бы одно произведение
в Санкт-Петербурге и в Санкт-
Петербургской губернии, или хотя
бы что именно там у него возник
какой-либо замысел или сюжет
будущей картины.
Отсутствие информации о пре-
бывании Левитана в здешних краях
не разочаровало меня, а, наоборот,
заинтриговало еще больше. Это
значит, что исследователям жизни
и творчества художника ничего не
известно о посещении им Песчан-
ки, в которой он не просто бывал,
но и работал, а это было почти уже
открытие.
Но прежде чем выехать на место,
я еще раз внимательно рассмотрел
репродукцию картины Левитана и,
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 9 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст