еожиданный ракурс
Песчанка.
Современное фото
как оказалось, не напрасно. Раньше,
разглядывая картину, я не придавал
значения чуть видимому розовато-
му пятнышку на ее заднем плане,
а это была очень существенная
деталь. Ведь если картина называ-
ется «Лесистый берег. Сумерки»,
значит, на ней изображен вечер, и
это розоватое пятнышко, чуть вы-
ступающее над хвойным лесом не
что иное, как закат солнца. И значит,
приехав на место, нужно по компасу
определить стороны горизонта, а
всем известно, что солнце встает на
востоке и садится на западе, и если
на местности закат будет в том же 1
2
3
4
месте, - что и на картине, то мои
рассуждения правильны.
В конечном итоге все в действи-
тельности так и произошло, пейзаж,
написанный Исааком Левитаном
в 90-х годах XIX столетия, обрел
свое реальное местоположение на
местности, которое действительно
оказалось чудом сохранившимся и
почти не тронутым временем див-
ным уголком русской природы. В
качестве доказательства привожу
здесь репродукцию с картины Ле-
витана «Лесистый берег. Сумерки»,
хранящуюся в Тверской картинной
галерее, и сделанное мной в Пес-
чанке фото этого же места уже в
наши дни. Имеется ли сходство
между ними, судите сами. А чтобы
проверить это воочию, поезжайте в
Песчанку и там убедитесь, что «.
..
можно и сейчас в натуре увидеть
этот мотив».
Но при посещении этого места
вы должны быть готовы к тому, что
испытаете разочарование. Участок
продан в частное владение, и свобод-
ный доступ туда в ближайшее время
может быть вообще закрыт. Пока там
только запрещены проезд автотран-
спорта и разведение костров. Охрана
выставлена и приступила к выпол-
нению своих прямых обязанностей.
А как это место будет использо-
ваться в будущем, пока неизвестно,
покажет время.
К тому же не все на этом месте
сегодня так красиво, как во времена
Левитана. Недалеко от него разва-
лины не достроенного в свое время
здания, то ли санатория, то ли дома
отдыха. А почти рядом с ним устроен-
ная местными жителями грандиозная
помойка на месте бывшего песчаного
карьера, который был варварски
вырыт какими-то недоумками в жи-
вописном сосновом бору. Так что спе-
шите увидеть это дивное место, чтобы
было потом, что рассказать о нем
своим потомкам, если в XXI веке оно
все же навсегда «будет стерто с лица
Земли» и сохранится только лишь на
картине художника И. Левитана. Не
допустить этого - наша с вами задача,
время у нас еще есть.
1
Пророкова С. А. Левитан. М.: Молодая гвардия, 1960. С. 79.
2
Там же. С. 81.
3 Исаак Ильич Левитан. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. Перечень репродукций: № 16.
4 Старая Гатчина. СПб.: Лига, 1996. С. 287.
11
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 10 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст