П
,
етербуржцы и петербурженки
Ольги Ж оховой
И . Г. М я м л и н
Начало 2010 года. Действитель-
ный член Петровской академии
наук и искусств Санкт-Петербурга
художник Ольга Владимировна
Жохова приехала в закрытый город
моряков Североморск. В Городском
выставочном зале открылась вы-
ставка ее работ совместно с членом
этой же академии Иваном Мельни-
ковым, скульптором.
Ольга Жохова нашла себя в
искусстве батика - разнообразных
способах ручной росписи тканей.
Казалось бы, искусство это носит
прикладной характер, не является
главным. Однако талант мастера,
способность найти свой стиль, свой
путь, делают его близким и понят-
ным, что пробуждает интерес зрите-
лей, находит отклик в их сердцах.
В руках художника тонкие
ткани - батист и штапель, шелк и
атлас - превращаются в изящные
полотна с сюжетами, в которых
реальность тесно переплетается
с вымыслом, рожденным богатой
фантазией автора. Искусство Жохо-
вой - светлое и радостное, ее картины
ласкают глаз и согревают душу.
Небольшое помещение город-
ского выставочного зала смогло
вместить лишь малую часть работ
Ольги Жоховой. Однако и того, что
привезла с собой художница, хва-
тило для множества восторженных
откликов.
***
Более сорока лет, преподавая
в заслуженно знаменитой уже
тогда «Мухе» (Училище имени
В. И. Мухиной - ныне Государствен-
ная художественно-промышленная
академия имени барона А. Л. Шти-
глица), я читал студентам курс «Со-
ветское искусство». Студентов было
много - из всех республик СССР,
а некоторые из-за рубежа (Китай,
Румыния, Кения, Болгария). Но
больше всего, естественно, было со-
ветских студентов - русские, укра-
инцы, армяне, грузины, чеченцы,
евреи, буряты, якуты и так далее.
Ольга Владимировна Жохова.
Автопортрет.
1996 г.
Все они были, хотя и в разной степе-
ни, одаренными людьми, и работать
с ними было очень приятно - осо-
бенно с теми, кто не ограничивался
учебной программой, а хотел знать
материал не «по-школярски», а
серьезно - и шире, и глубже. Такие
энтузиасты писали отличные кур-
совые работы, а приехав с каникул,
сами охотно показывали летние
зарисовки, акварели, фотографии
и с интересом выслушивали мое
мнение - коль скоро они доверяли
мне как человеку, в чей вкус они
верили и чьи позиции казались им
правильными.
Думая об их творческой судьбе,
я все больше убеждался в плодот-
ворности пути, который они из-
брали, в следовании национальной
традиции с неизменным включе-
нием в него тех элементов нового
видения сегодняшнего мира, в ко-
тором они живут и работают. Эта
национальная традиция, на мой
взгляд, определена многовековой
исторической генетикой русского
человека, особенностью его духа и
души, которую не может заменить
самый совершенный прогресс.
Так, никакой компьютер не может
заменить человека чувствующего
и
мыслящего. И то, что сегодня
машина обыгрывает в шахматы лю-
бого чемпиона мира, говорит только
о том, что ее программа, созданная
людьми же, - это лишь
инструмент
анализа, логики, памяти, исполь-
зуемый человеком как средство.
Попытки сделать машину
автором
художественного произведения (а
они имеются уже в лабораториях
ряда стран) - это прекрасная иллю-
страция сказки о мертвой и живой
воде: разрубленные кусочки соби-
раются в тело, а душа - неуловима
и с телом не соединяется.
Итак, начинаю разговор по
существу, конкретно о жизни и
творчестве Ольги Владимировны
Жоховой. Зная ее более тридцати
лет, хочу не для эффектного приема,
а для выражения самой сути искус-
ства Ольги Владимировны привести
выстраданные большим поэтом
России слова:
Произведение искусства - то
же произведение природы, но дол-
женствующее быть просвещенным
светом разума и совести. Тогда оно
добру служит.
Марина Цветаева.
«Искусство при свете совести»,
1932 год
Читатель найдет подтвержде-
ние этого тезиса в поразительных
по искренности и силе словах по-
сетителей одной лишь выставки
О. В. Жоховой (а их у художника
только персональных 14) на ее
родине в Перми1. Не зная этого
высказывания Цветаевой, зрители,
словно сговорившись, отметили
такие качества искусства мастера,
как свет, доброту и радость.
***
В Ленинграде-Петербурге в
1970-1990-е годы сформировался
отряд очень интересных художников,
работавших в различных техни-
ках авторской росписи тканей, -
2 3
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 22 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 24 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст