П
.
етербуржцы и петербурженки
2 4
все «мухинцы» - А. Кардашев,
Г. Година, Н. Мудренова, Т Чапурги-
на, В. и В. Лихачевы, Н. Немеренко,
С.
Выговская, Н. Ерехова, Н. Горбо-
ва, Т Савина, И. Яблочкина (пере-
чень прекращаю, ибо он, к счастью,
велик, но для нас сейчас важнее отме-
тить качественную, а не количествен-
ную сторону этого явления). Хотя
О. Жохова не участвовала в прекрас-
ной выставке прикладного искусства
в Манеже в июле 1998 года, она, не-
сомненно, сегодня принадлежит к
ведущим мастерам в этом перечне,
который отражает лучшие достиже-
ния ленинградской-петербургской
школы росписи по тканям.
Ее путь в искусстве начался
столь же естественно, как шла жизнь
в ее семье, - честным, повседневным
трудом человека, правда, изначаль-
но талантливого. Вот как говорит об
этом доцент кафедры художествен-
ного текстиля СПб ГХПА Галина
Петровская: «Сразу же после окон-
чания училища, первый год, работая
преподавателем, я обратила внима-
ние на скромную до застенчивости,
но очень одаренную студентку. Это
и была Оля Жохова, приехавшая с
Урала. Она набирала силу быстро
и буквально поразила всех своей
дипломной работой - панно “Ми-
роздание” (в технике батика, 1976).
В нем молодая по годам, но очень
зрелая по мастерству выпускница
училища показала и полет мысли,
и выразительную красоту строгой
композиции, и не подражательное,
а глубинное освоение опыта народ-
ного искусства, и чувство цветовой
гармонии. Создав как бы Древо
жизни, она изобразила его корни,
ветви и крону, в которой ожили, как
в сказке, реальные существа - баран
и олень, два павлина, и лев, хвост
которого волей художника превра-
тился в сказочный цветок!»
Как правило, Ольга Влади-
мировна создает свои творческие
работы в технике холодного батика
(роспись по ткани). Казалось бы,
нежные, тонкие по цвету, легкие для
размещения в любом интерьере, эти
изделия лучше всего подходят для
камерных, небольших помещений.
Но такое суждение было бы поспеш-
ным и легковесным: на деле же ока-
залось, что в 1970-1980-е годы они
получили широкое распространение
в интерьерах общественных зданий
(театры, клубы, дворцы бракосоче-
тания, гостиницы и т. д.). К счастью,
талант и мастерство молодой худож-
ницы оказались востребованы.
Любимая тематика Ольги Вла-
димировны - образы русского фоль-
клора; мир российской истории -
главным образом, древнерусской:
виды и памятники старого Петербур-
га; портреты замечательных женщин
России (княгиня Ольга, великая
княгиня Елизавета Федоровна).
Национальное своеобразие
творчества Жоховой идет не столь-
ко от этнографии (хотя и она в нем
присутствует), сколько от лучших
черт духовного склада русского
человека, широты и доброты его
натуры, но - и это, пожалуй, глав-
ное - от особенностей дарования
личности художника, в котором
сочетаются музыкальность (при-
родное чувство ритма и мелодии) с
элементами зримого изображения
(линия, пятно, цвет). И не просто
сочетаются, а органично сливаются
в единый художественный образ,
рождающийся из живого наблюде-
ния за жизнью - природой, челове-
ком, архитектурой в их реальных
формах. А воображение, пред-
ставление, фантазия дополняют и
помогают воплощению названных
элементов творчества в том виде, в
котором художник переносит их на
холст, бумагу, ткань, деревянную
доску для иконы.
***
Из работ на сюжеты истории
России самые замечательные «Жи-
тие княгини Ольги», «Житие Сер-
гия Радонежского» и «Святой
Стефан Великопермский». В основе
каждого панно - принципы иконной
композиции (центр и «клейма»
по бокам). Главная часть каждого
произведения - крупноплановый в
рост портрет изображаемого, строго
фронтальный. Клейма - эпизоды из
земной жизни этих святых. В отли-
чие от иконы каждое панно сделано
с той свободой трактовки образа,
которая позволительна в пределах
канона, да и то лишь для художника
большой духовной чуткости. Но
этого вполне достаточно для того,
чтобы детали истории жизни каж-
дого святого были индивидуально
неповторимы и максимально убеди-
тельны. Даже такое чисто природное
существо, как медведь в панно «Сте-
фан Великопермский», незаменимо
(ибо могучий зверь и поныне - сим-
вол древнего Пермского края, куда
пришел к язычникам коми-зырянам
христианский просветитель). Здесь
символ, конкретика и поэтика не-
расторжимы в целостной, архитек-
тоничной, мощной по цвету компо-
зиции. Кстати сказать, именно это
панно Жохова подарила Пермской
картинной галерее после своей вы-
ставки в родном городе.
Следует отметить и обогаще-
ние арсенала средств, которыми
оперирует Ольга Владимировна. К
основным живописным возможно-
стям палитры росписи (цвет, пятно,
линия) добавлены новые штрихи - в
буквальном и переносном смысле
- шитье отдельных клейм цветным
шелком, употребление бисера,
стекляруса, кружева, фрагментов
половика, сделанного когда-то не-
ведомой народной мастерицей. И
все это - не самоцель для эстети-
ческого любования, а обогащение
языка художника (панно «Житие
княгини Ольги»). Так умно и вну-
тренне закономерно она практиче-
ски развивает традиции древнего
мастерства, которые чтит и изучает
постоянно.
«На традиции нашего древнего
искусства опирается в своем твор-
честве Ольга Жохова. Восточная
техника и русская школа живопи-
си - славное сочетание. Образы,
навеянные древними сказаниями,
воплощенные современной худож-
ницей. Изящные, легкие, прекрас-
ные произведения, среди которых
чувствуешь себя словно в цветущем
саду.
.. А окна между тем плачут -
идет дождь, и за ними василеостров-
ский двор-колодец»2. Упоминание
о дожде и о дворе-колодце здесь
принципиально важно: в творче-
ский образах, в пластическом языке,
которыми они передаются, у худож-
ника никогда нет приземленного
«правдивого» бытовизма. Есть быт
(костюм персонажа, пейзаж и так да-
лее), являющийся составной часть
Бытия. А это - одна из важнейших
особенностей Жоховой-художника.
Не для красного словца скажу - ху-
дожника милостью Божьей. Но дар
творчества - лишь зерно, которому
нужна почва, которое должно про-
расти и вобрать в себя свет Солнца
и живительные соки Земли. Талант
должен иметь корни.
Поэтому особый смысл имело
название семейной выставки («Оль-
га Жохова, Геннадий и Константин
Сорокины - КОРНИ»), которая со-
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 23 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 25 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст