П
,
етербуржцы и петербурженки
формы воплощения. И результат
впечатляет гармонией содержания,
идеи, образности - и выверенным
формальным построением масс,
линий, ритмов, цвета.
Традиции и методы древнего
письма - фрескового и иконного -
сочетаются в работах Жоховой со
столь же достойными способами
использования законов иллюстри-
рования рукописной книги от XII
до XVII веков («Киевская псал-
тырь», «Хлудовская псалтырь»,
«Лицевой летописный свод XVI
века» и так далее). Этот подход
красиво применен в панно «Встре-
ча русских князей», но, разуме-
ется, с учетом того, что здесь не
малый книжный лист, а большая
декоративно-монументальная ком-
позиция, да к тому же на свободно
висящей ткани.
Среди наиболее интересных (и по
сюжету, и по форме их художествен-
ного воплощения) произведений на
тему русской истории - серия пан-
но, посвященных одной из самых
замечательных героинь русской
истории - княгине Ольге. Киевская
княгиня, мудрая женщина - госу-
дарственный деятель, она еще до
крещения Руси приняла христи-
анство. Вышедшая из простого на-
рода, она стала женой князя Игоря
и одна из первых была причислена
церковью к лику святых и означена
как равноапостольная. Ее славной
жизни посвящена серия работ
художницы (триптих «Княгиня
Ольга», отдельные панно «Кре-
щение Ольги», «Встреча Игоря
и Ольги», «Плач Ольги», «Месть
Ольги» - все 1995 год).
В числе лучших очень нестан-
дартные по композиции панно из
серии «Золотое кольцо России» -
«Москва» и «Суздаль». В них и кон-
кретные памятники архитектуры, и
одновременно символы истории и
красоты: они так архитектоничны
и знаковы, так прекрасны по цвету
(недаром слова «прекрасный» и
«красный» в русском языке почти
синонимы) и ритму, что их нельзя
не признать великолепными.
В 1997 году в г. Галатина (Ита-
лия) прошла коллективная выставка
двух русских и одного итальянского
художников. Русскими были супру-
ги О. В. Жохова и Г. М. Сорокин,
итальянец - Тото Россетти. Коммер-
ческого успеха у нее, к сожалению,
не было («менеджмент подкачал»),
Плач Ольги.
1995 г.
зато отзывы зрителей, как и прессы,
были весьма благоприятные. Как
бы то ни было, итальянцы увидели
подлинное русское современное ис-
кусство, основанное на органичном
творческом преломлении лучших
традиций народного и профессио-
нального искусства (от иконы до
фрески и от росписи по ткани до
шитья). Во всяком случае, никакой
«развесистой клюквы» там не было
и в помине. В благодарственном
письме художникам мэр Галатины
Джузеппе Карризи, отмечая «огром-
ный успех у публики и критики»,
охарактеризовал работы русских
мастеров как «чудесно поэтические,
одновременно и традиционные, и
экспериментальные». Суждение,
на мой взгляд, очень точное и не-
банальное.
Эта же экспозиция была пред-
ставлена художниками в апреле
1998 года в культурном центре Сан
Джорджето в Вероне, где тоже была
встречена очень тепло, что нашло
отражение в итальянской прессе.
И снова Россия. В июле 1999
года в Тихвине, где хранится очень
чтимая россиянами икона Тихвин-
ской Богоматери, с успехом про-
шла семейная («двухперсонная»)
выставка произведений Г. Соро-
кина и О. Жоховой. Как постоян-
ный след ее в фондах «Историко-
мемориального и архитектурно-
художественного музея» остались
две работы - «Северная деревня.
К весне» Г. Сорокина (масло) и
«Павловский дворец» О. Жоховой
(акварель).
«В основе творческого созида-
ния должно лежать нравственное
целомудрие», - писал Г. Сорокин,
духовный лидер супружеского
дуэта. И продолжал: «Творчество
для Ольги Жоховой - это внутрен-
няя необходимость несения Света,
Красоты, Духа и восторга перед
Создателем Божьего мира. И ника-
кая дегенерация, никакое уродство
или творческое убожество извне не
коснется ее творческого Духа».
Вся творческая практика Ольги
Владимировны полностью под-
тверждает эти строгие и справед-
ливые слова.
Но Жохова не просто ищет, она
находит. Эти находки впечатляют.
Вот одно из новых достижений
взыскательного мастера.
В 2004 году в г. Соликамске
(Пермский край) вышел художе-
ственный календарь на 2005 год. В
выходных данных указано: «Автор
икон Жохова Ольга Владимировна,
художник, академик Петровской
академии наук и искусств, г. Санкт-
Петербург».
Издал этот календарь Соли-
камский Свято-Троицкий мужской
монастырь (осн. в 1698 году, но
первые упоминания о нем относятся
к 1589-1591 годам). В честь и па-
мять самых дорогих для монастыря
икон в нем помещены, писанные по
канону, но по личным возможным
представлениям и при полной
творческой самоотдаче (подчерки-
ваю - в пределах канонов церков-
ной живописи XVII-XXI веков)
четыре иконы - «Смоленская икона
Божией Матери», «Казанская икона
Божией Матери»; «Икона святых
царственных страстотерпцев: Им-
ператора Николая, Императрицы
Александры, Цесаревича Алексея,
Великих Княжон Ольги, Татьяны,
Марии, Анастасии, от безбожныя
власти избиенных» (на мой взгляд,
самая сложная по композиции и
наиболее «живая» по образному
решению и точная по портретным
характеристикам); и, наконец, наи-
более чтимая на Урале (местная
икона) - «Священномученик Фео-
фан, епископ Пермский и Соли-
камский», со сценами его жития и с
пейзажем из нескольких церквей, в
том числе здания самого Соликам-
ского монастыря.
27
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 26 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 28 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст