П
.
етербуржцы и петербурженки
2 8
Такая значительная работа,
как и двойная икона «Ксения Пе-
тербургская» и «Алексей Божий
человек» (2005 год) - еще одно
свидетельство незаурядного таланта
их автора.
Этот путь развития традиций
иконного письма сегодня чрезвы-
чайно перспективен. Но он под силу
только истинному мастеру. А что
она Мастер - Жохова уже доказала
своими работами в течение тридца-
ти лет творчества.
***
...На одной из медалей, которы-
ми российское казачество отмечает
деятельность своих лучших пред-
ставителей, на аверсе вычеканен
девиз - «За веру, правду и любовь».
Мне кажется, он при всей своей
широте и всеобъемлемости
обра-
щен лично к Ольге Жоховой: так ее
характер, дарование и органичное
слияние всех свойств ее натуры
удивительно емко и точно соответ-
ствуют ее неповторимой человече-
ской индивидуальности. И отнюдь
не показная скромность. Полагаю,
что в этом «повинны» ее семейные
и родовые традиции. Выросшая
в многодетной семье священника
(семья жила 10 лет в Архангельске,
потом переехала в Пермь на новое
место службы отца), она с молоком
матери впитала правила жизни сре-
ди людей. Эти правила стали для нее
нормой жизни.
Ольга Владимировна един-
ственная из женщин - членов
Академии награждена орденом рос-
сийских казаков «За заслуги перед
казачеством России» крестом III
степени (удостоверение № 829 от
30 октября 2005 года). В Петербурге
она состоит в землячестве «Невская
станица» с самого начала возрож-
дения. В настоящее время является
начальником связи в «Платовской
станице» Санкт-Петербурга.
***
Есть у Ольги Владимировны и
вполне органичная для нее темати-
ка - современность. В ней и быт, и
труд, и праздники, и искусство.
Несколько небольших панно,
мысль о которых пришла О. Жохо-
вой после прочтения книги ее зем-
ляка В. Белова «Лад», посвящены
мастерам народных ремесел. Они
так и названы - «Гончар», «Руко-
дельницы». Поэтизация привычно-
го для крестьянина труда - ремесла,
которое передавалось из поколения
в поколение, нашла здесь красивую
форму живописного воплощения
(как обычно, на ткани).
Полно озорства и юмора не-
большое панно (отчасти автобио-
графического характера) «Я люблю
крещенские морозы». И хотя в про-
руби купается добрый молодец, а
красные девицы его подзадоривают,
одновременно им восхищаясь, - всем
радостно, весело и празднично. Особо
стоит отметить органичность и убеди-
тельность вертикально развертываю-
щейся композиции - с церковкой
на горке на заднем плане. Или ак-
варель - три русские женщины на
зимнем купании («В проруби»).
***
Чрезвычайно сейчас популяр-
ный стиль модерн, как и ретро,
втягивает в орбиту своего влияния
многих - и отнюдь не бесталанных
людей. К чести О. Жоховой, надо
сказать, что как чуткий человек она
ощущает эту опасность. Поэтому в
ряде работ, которые могли бы ока-
заться для нее внутренне чужерод-
ными, она искусно проходит рядом с
границей этих «искушений», но ни-
когда не заходит на ту землю, кото-
рая для нее - чужая. Так, например,
балансирует на грани такой черты
«Озеро» (1997), и этот единичный
пример только ярче оттеняет истин-
ное самобытное лицо Жоховой. Вот
почему вызывает несогласие такая
мысль критика: «Петербургскую ху-
дожницу с мастерами Серебряного
века роднит очень многое: видимое
слияние модерна, стилизация да и
пассеизм - обращение к прошед-
шим временам, их поэтизация и
одухотворение», - пишет Е. Зайцева
(«Альфа и Омега Ольги Жоховой»,
газета «Пермские новости», 1993,
3 мая). Сказано безапелляцион-
но смело, но, увы, неточно. Если
что-то и роднит, то хороший вкус,
большая культура и высокий про-
фессионализм «ремесленной» части
мастерства. А эти качества - отнюдь
не стилистические, поскольку при-
сущи всякому большому искусству
каждой эпохи - от античности до
Возрождения, от классицизма до
романтизма. Об искусстве Древней
Руси я уж и не говорю.
Есть в творчестве Ольги Вла-
димировны одна линия, которая, к
сожалению, пока развита меньше,
чем позволяет редкое дарование ху-
дожника, - работа над портретами.
Занятая сложными и трудоемкими
процессами создания больших
сюжетных композиций, она иногда
вынуждена «наступать на горло соб-
ственной песне» - только изредка
работать над портретами, которые
делает прекрасно. Н о. лишь когда
позволяет время. Это жаль, так как
заказы на портреты сегодня редки:
ведь даже живописец широкого
профиля далеко не каждый осме-
ливается писать портрет с натуры.
Этот жанр - высший пилотаж в
искусстве, ибо для такой работы
нужно мастерство психолога и че-
ловека, чувствующего дух времени
и неповторимость образа модели, а
не только ее внешнего облика.
У Ольги Владимировны есть
счастливое сочетание трех качеств,
которые позволяют - разумеется,
при полном техническом мастер-
стве - осуществлять решение задач
портретиста. Это духовное богат-
ство, душевная тонкость натуры
художника и интуиция. Не берусь
определять, в какой пропорции
они присущи Жоховой - человеку
и художнику, - но тщательный ана-
лиз ее творчества доказывает, что
все они, вместе взятые, работают
гармонично и взаимосочетаемо.
Это, в частности, видно даже в тех
портретах, которые она писала без
натуры, пользуясь только литера-
турными или фотоматериалами
(портрет женщины легендарной
духовной силы и красоты Великой
Княгини Елизаветы Федоровны,
портрет хирурга, архиепископа
Войно-Ясенецкого, в годы Великой
Отечественной войны получившего
Сталинскую премию за свои тру-
ды ученого - медика, практика).
Портреты мужа и сыновей, авто-
портреты, писаные, естественно,
с натуры, только подтверждают
мысль о тонкости и многогранности
ее дарования.
***
Еще одна тема в работах О. Жо-
ховой звучит зримо - мир цветов,
деревьев, птиц («Дерево», «Мгно-
вение бытия» (обе - 1997 год),
«Цветок ветра», «Фантазия цветов»
(обе - 1998 год) и даже «Натюрморт
с клеткой» (2000 год), которую
почти невозможно различить, но в
котором нежно и трепетно живут и
покоряют зрителя цветы и летящая
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 27 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 29 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст