еожиданный ракурс
И . В. Зим ин
В России с ее многовековой
сословной структурированностью
одежда являлась надежным сред-
ством социальной идентифика-
ции. Мужики носили «мужицкое»
платье, аристократия, со времен
Петра I, - костюмы европейского
образца.
У мужской половины дома Ро-
мановых со второй четверти XIX
века сложились совершенно жест-
кие стандарты в ношении верхней
одежды, которые устойчиво воспро-
изводились вплоть до 1917 года.
В XVIII веке российские монар-
хи были свободны в выборе верхне-
го платья. Хотя военные мундиры
и превалировали, но и в расшитом
кафтане или модном английском
рединготе императоры чувствовали
себя весьма комфортно.
Парадный кафтан
Петра II
Редингот Александра I
При Николае I ситуация из-
менилась коренным образом. Во-
первых, совершенно «железно»
закрепилась традиция, когда муж-
ская половина Романовых вся без
исключений считалась состоявшей
на военной службе. Соответственно
офицерский мундир со временем
становился их «второй кожей».
Во-вторых, для великих князей и
императоров появиться в статском
платье в официальной обстановке
было совершенно немыслимо в
России, но становилось возможным
за границей.
Следует несколько слов сказать
о той одежде, которую в импера-
торской семье носили мальчики
по мере взросления. Примерно в
полгода ребенка, вне зависимости от
пола, начинали одевать в платьица.
Если в семье были старшие дочери,
то мальчики, до трех лет, донаши-
вали платья старших сестер. Эта
традиция, которая сохранялась в
дворянских семьях вплоть до 1917
года, была связана как с общеев-
ропейскими стандартами детской
одежды (нянями детей в импера-
торской семье были исключительно
англичанки, которые и диктовали
«детскую моду»), так и с утили-
тарными причинами - в платьицах
было легче менять подгузники.
Причем если в раннем возрасте
платьица на мальчиках смотрелись
очень даже мило, то уже с трех лет на
крупных мальчиках платьица с кру-
жевными штанишками выглядели
по меньшей мере странно. А уж тем
более странно смотрелись платьица
с декольте в «жутких розочках».
После трех лет мальчиков на-
чинали одевать (начиная с млад-
ших сыновей Николая I и сыновей
Александра II) в так называемые
«русские костюмы». Они представ-
ляли собой стилизацию «мужиц-
кой» одежды: свободная красная
Цесаревна Мария Федоровна и ее
старший сын Николай (Николай II)
3
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 2 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 4 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст