П
,
етербуржцы и петербурженки
Гимназия и реальное училище К. Мая.
1904 г., Е. Иогансон. Музей Истории школы К. Мая
традициями, и учеба в одном классе
представителей аристократии, твор-
ческой интеллигенции, купеческого
сословия, детей разночинцев и
рабочих не была редкостью. В шко-
ле учились сыновья купца первой
гильдии А. И. Макарова и князя
А. Г. Гагарина, агронома Н. А. Зотова
и академика Академии художеств
Н. А. Бруни, инженера С. М. Лиха-
чева и знаменитого путешественни-
ка П. П. Семенова-Тян-Шанского,
вице-адмирала Л. Б. Кербера и си-
нагогального служки М. Данскера.
Школа гордилась своей уникальной
системой обучения, во главу кото-
рой ставилось уважение к личности
ребенка, желание дать не только ка-
чественное образование, но и, в пер-
вую очередь, воспитание достойного
человека, гражданина. Целая плеяда
славных российских фамилий - Бе-
нуа, Римские-Корсаковы, Рерихи и
многие другие - традиционно при-
водили своих детей «к Маю».
Разнообразие сфер человече-
ской деятельности, в которых самым
достойным образом проявили себя
бывшие питомцы школы Карла Мая,
служит подтверждением высокого
качества преподавания и воспита-
ния. Среди бывших выпускников
школы академики архитектуры и
естественных наук, знаменитые ли-
тераторы, государственные деятели,
художники и военачальники.
Близость четырех крупнейших
высших образовательных учрежде-
ний России - Санкт-Петербургского
университета, Императорской Ака-
демии художеств, Горного институ-
та и Морского корпуса во многом
определяли выбор будущих профес-
сий учеников гимназии. И если для
Павла Венига будущее во многом
определялось фамильными тради-
циями, то Николай долго выбирал
между морским, техническим и
художественным поприщем.
В гимназии Карла Мая был
светлый и просторный рисовальный
класс с великолепными учебными
пособиями4. Высокий уровень
преподавания определялся и лич-
ностями учителей. Николай уже в
младших классах проявлял способ-
ности к рисованию, но искусство не
притягивало его, и художником он
быть не собирался. Гораздо больше
Николая привлекали точные науки,
и он решил готовиться к поступле-
нию в Технологический институт,
чтобы получить специальность ин-
женера. Физика и математика были
Николаю интересны, на других
предметах мальчик шалил, ссорился
с приятелями, и часто рассержен-
ный учитель выставлял нарушителя
из класса. Свободные от уроков
школьники бежали к Неве «качать
бабу», то есть помогать рабочим
вбивать сваи в реку. В летнее время
семья Бубликовых выезжала на
дачу, в Мартышкино. На Финском
заливе детям было раздолье. Отец
Николая, человек состоятельный,
купил сыну-подростку маленькую
шлюпку с парусом. Эту шлюпку за
смешной вид назвали «Пузырем».
На «Пузыре» Николай проводил
все дни5.
А в доме Венигов царила арти-
стическая атмосфера, всегда было
весело и шумно, художники и ар-
тисты часто посещали эту семью.
До 1894 года семья Венигов жила
в казенной квартире Академии
художеств, где преподавал отец
Павла. Павел рано начал рисовать
и заниматься музыкой. Семей-
ные музыкальные традиции также
Гимназия и реальное училище К. Мая - рисовальный класс.
Альбом фотографий «Санкт-Петербургская Гимназия
и Реальное Училище К. Мая», 1914 г. Музей Истории школы К. Мая
37
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 36 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 38 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст