П
.
етербуржцы и петербурженки
3 8
имели давние и прочные основы -
дедушка Павла был скрипачом в
Итальянской опере. Нередко в доме
Венигов проводились музыкальные
вечера. В последние годы учебы к
Павлу присоединился его млад-
ший брат, Александр (1865-1907).
Уроки рисования в школе стал вести
их родной дядя, Петр Богданович
Вениг (1849-1888), сменив на
этом посту штатного учителя ри-
сования - отца Павла Венига.
Николай Бубликов начинал
обучение в гимназии Карла Мая, но
продолжил обучение на реальном
отделении школы. На этом же от-
делении учился и Павел Вениг. Не-
смотря на все вышеперечисленные
сословные и конфессиональные
различия, мальчики сблизились и
последние два года учебы в школе
Мая много времени проводили
вместе. После окончания школы
в 1886 году Павел первым, в 1887
году, поступил в Академию худо-
жеств и стал уговаривать своего
друга-однокашника последовать его
примеру. Николай после недолгого
сомнения согласился попробовать
свои силы в живописи и в 1888
году присоединился к своему другу.
Друзья стали вольнослушателями
живописного отделения Академии
художеств.
Скорее всего, на окончательный
выбор будущей профессии оказал
влияние отец одного из наших геро-
ев. Вот как вспоминает уроки Карла
Венига один из выпускников школы
Д. П. Семенов (1854-1917)6:
«По рисованию после Ульянова
мы попали к очень доброму пре-
подавателю, самому профессору
исторической живописи в Академии
художеств Венигу. Почему человек,
уже имевший довольно крупное имя
в живописи, состоявший профес-
сором в высшем художественном
училище, согласился терять время
на уроках, даваемых им в частной
гимназии, осталось для меня не-
ясным. На уроках Венига, конечно,
было более порядка, чем на уроках
Ульянова. По крайней мере, он ни-
кого не выгонял из класса, но при
его добродушии у него случалось,
что я и некоторые из других моих
товарищей, более способных к ри-
сованию, занимались изображением
карикатур на своих преподавателей
на доске. Вениг, как художник, если
карикатуры были удачны и в них
было схвачено сходство, сам ими
заинтересовывался и потому до-
пускал это.
..»
Учеба в Академии художеств
увлекла Павла и Николая. Форми-
рование молодых художников шло
быстро.
Павел первое время занимался
в классе гипсовых голов, затем был
переведен в гипсово-фигурный и на-
турный классы. За время пребыва-
ния в этих классах юный Вениг был
награжден двумя малыми и двумя
большими серебряными медалями
за рисунки и этюды с натуры. В
1888-1892 годах Павел занимался в
натурном живописном классе и од-
новременно в классе исторической
живописи. В 1891 году он удостоен
третьей премии за исторический
эскиз «Изгнание Христом торгую-
щих из храма», в 1892 году - второй
премией за картину «Эсфирь перед
Артаксерксом». Оба произведения
хранятся в НИИ РАХ в Санкт-
Петербурге. В 1892 году удостоен
Советом Императорской Академии
художеств первой премии за эскиз
«Бунт раскольников в Москве в
1682 году». В настоящее время эскиз
хранится в Русском музее. Трудно
сказать по каким причинам, но как
раз в то время, в марте 1892 года,
Павел Вениг принял решение о
переходе в православие7.
Николай в 1892 и 1893 годах
за живописные пейзажи получил
малую и большую серебряные ме-
дали. В январе 1895 года Николай
подал в Совет Академии худо-
жеств просьбу о присуждении ему
звания неклассного художника, с
правом поступления в мастерскую
И. И. Шишкина (1831-1898). Со-
вет удовлетворил ходатайство, и
Бубликов начал посещать пейзаж-
ный класс крупнейшего мастера
пейзажа, которого впоследствии
Николай Евлампиевич называл
своим первым учителем. Учителем
Н. Е. Бубликова по классу живопи-
си в Академии художеств был и ве-
ликий А. И. Куинджи (1841-1910).
Успешная учеба Павла была
омрачена печальным событием -
в 1893 году после перенесенного
инфекционного заболевания он по-
терял слух, поэтому не мог слушать
лекции и сдавать академический
научный курс. Только в 1898 году
Павлу Карловичу было выдано сви-
детельство на право преподавания
рисования. Он преподавал рисова-
ние в Смольном и Александровском
институтах в Санкт-Петербурге, в
училище глухонемых. Сохранилась
интересная фотография, на кото-
рой Павел Карлович запечатлен
во время занятий в мастерской с
учениками. Несмотря на тяжелый
недуг, Павел Карлович с большим
желанием и любовью занимался
творческой деятельностью.
Николай Евлампиевич поддер-
живал друга в тяжелое время, и их
дружба выдержала все испытания -
Павел Карлович был всеми признан
как талантливый художник. Им
написано свыше двухсот картин,
акварелей и этюдов, большая часть
которых находится в частных собра-
ниях и музеях Санкт-Петербурга,
Москвы, Нарвы, Самары, ряда
городов Грузии и так далее. Павел
Карлович активно участвовал в
художественной жизни Санкт-
Петербурга, был членом общества
«Мюссаровские понедельники»,
Санкт-Петербургского общества
художников, общества «Русские
акварелисты», Общества учителей
рисования, «Петроградского обще-
ства художников», участвовал в ака-
демических выставках, на которых
выставлял свои произведения.
Не менее напряженной была
творческая жизнь и его ближайшего
друга - Николай Бубликов в 1896
году успешно закончил Петер-
бургскую Академию художеств. За
Павел Карлович Вениг
«Дедушка, спаси!».
1902 г.
Историко-художественный музей,
г. Переславль-Залесский
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 37 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 39 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст