еизвестное об известном
Кондукт орская школа
В.
В. Антонов
В наше время кондуктор - это
работник наземного транспорта:
трамвая, автобуса, троллейбуса или
поезда. Однако в XIX веке так назы-
вался сверхсрочный унтер-офицер,
который после сдачи особого экза-
мена обучал нижних чинов, а также
воспитанник специального учебного
заведения, готовившего офицеров-
строителей для ведомства путей со-
общения. Это заведение называлась
Кондукторской школой.
Бывшая Кондукторская школа
находится в Петербурге по адресу:
Лермонтовский пр., 54. Там, близ
Обводного канала, стоит длинное,
желтого цвета трехэтажное здание, в
сквере перед которым возвышается
памятник М. Ю. Лермонтову. Около
него всегда останавливаются авто-
бусы с экскурсантами, слушающими
рассказ о литературном Петербурге.
Им рассказывают не только о па-
мятнике, но и о Школе гвардейских
подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров, которая здание заняла
в 1839 году и в которой ранее -
правда, в другом месте - учился
знаменитый поэт. Кондукторская
школа при этом не упоминается .
..1
Мысль о ее создании принад-
лежит замечательному инженеру
А. А. Бетанкуру, испанцу, который
очень много сделал для своей вто-
рой родины. Разработанный им
план был утвержден 1 мая 1820 года
и тогда же, под его наблюдением, за
постройку нового учебного заведе-
ния взялся инженер-полковник Ва-
силий Карлович Треттер (Wilhelm
von Traitteur, 1788-1859), который
в 1814 году прибыл из Германии в
Россию. Согласно первоначальной
смете на строительство требовалось
616 тысяч рублей. Школа возводи-
лась на Грязной улице (тогдашнее
название Лермонтовского пр.), на-
против парадного плаца Измайлов-
ского полка, на месте снесенных де-
ревянных провиантских магазейнов.
Через три года главное здание было
вчерне закончено, заняв площадь в
270 кв. м. Во время строительства
учащиеся размещались в Военно-
строительном училище на Царско-
сельском (Московском) проспекте
Портрет архитектора
Августина де Бетанкура
(ныне № 29), открытом 10 марта
1821 года и положившем начало
Институту гражданских инженеров.
Красивое здание училища, где ранее
пять лет находилась Армейская
семинария, было для него приспо-
соблено тем же Треттером2.
В школу принимали юношей
16-19 лет из военных семей; обуче-
ние длилось 4-6 лет, после чего вы-
пускники первого класса получали
звание старшего, второго - млад-
шего унтер-офицера, остальные
выходили рядовыми. По своему
образовательному уровню школу
на 300 учащихся можно приравнять
к современному техникуму. Она
подчинялась Главному управлению
путей сообщения, которым руко-
водил герцог Александр Вюртем-
бергский3.
2
августа 1823 года произво-
дитель работ Треттер представил
на утверждение герцога дополни-
тельный проект двух каменных, в
два этажа флигелей, фланкирующих
главное здание. Каждый имел длину
20 сажен (42,6 метра) и предназна-
чался «для помещения лазарета,
мастерских и людей, которых невоз-
можно будет поместить в главном
здании», а также для квартиры
Портрет
Василия Карловича Треттера
[ i r m t m гг
Кондукторская школа.
Старая гравюра
41
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 40 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 42 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст