еизвестное об известном
42
директора. «Для хранения машин
и инструментов» на заднем дворе
был выстроен обширный цейхгауз.
В кузнице разместили паровую
машину и литейную, в стороне воз-
вели две домны для плавки чугуна.
Сметная стоимость флигелей была
определена в 42 тысячи рублей. В
следующем году они были готовы.
Строились также конюшни, сараи
и ледник. Для обучения обжигу
кирпича за Обводным каналом был
создан кирпичный завод.
Основные строительные и отде-
лочные работы по всему комплексу
к 1827 году завершили. Вдоль улицы
была установлена чугунная, на ка-
менном цоколе, с воротами и двумя
фонарями решетка длиной в 140,5
метра, которую изготовили на заводе
Чарльза Берда на Матисовом острове.
Чтобы сократить издержки, проект
решетки несколько раз пересматри-
вался и в конечном итоге был реали-
зован за 26 тысяч рублей. Площадку
за решеткой, украшенной арматурой,
замостили брусчаткой и высадили
на ней деревья, которые сделали ан-
самбль гораздо живописнее4.
Фасады зданий школы вы-
держаны в стиле безордерного
«казенного ампира», который был
характерен для николаевской эпохи:
первый этаж рустован, центральный
ризалит завершен треугольным
фронтоном и отмечен чугунным с
позолотой балконом; по второму
этажу все высокие окна имеют
одинаковые треугольные сандрики,
в ризалитах обрамленные коринф-
скими пилястрами. Особенно ши-
роко применялся этот утилитарный,
очень простой стиль при постройке
большинства военных и граждан-
ских учреждений на всей обширной
территории Российской империи.
С особым размахом этот
аскетичный стиль практиковал
А. Е. Штауберт, главный зодчий
Военного ведомства, хотя в данном
случае все архивные материалы
подписаны Треттером, который
известен исключительно цепными
мостами, спроектированными им в
столице. Однако авторство Штау-
берта остается под вопросом, пока
не будут обнаружены подлинные
чертежи по Кондукторской школе.
Специалист по Треттеру С. Г. Фе-
доров, настаивая на его авторстве,
тем не менее констатирует, что этих
чертежей он не видел. Главное и,
пожалуй, единственное солидное
доказательство в пользу Треттера-
архитектора - это комплекс Экс-
педиции заготовления государ-
ственных бумаг, выстроенный в
1815-1818 годах вдоль Фонтанки5.
Опубликован подписанный Трет-
тером и апробированный импе-
ратором чертеж главного здания,
имеется собственное свидетельство
самого автора. Но почему за истек-
шие годы не найдены его чертежи
других архитектурных построек?
Документы сохранили имена
подрядчиков и мастеров, трудив-
шихся в 1823-1824 годах на строи-
тельстве школы. Каменотесными ра-
ботами занимался известный купец
С. К. Суханов, столярными - столя-
ры Петров и Соболев, кирпичной
кладкой - каменщики купца Логина
Корнилова, кровлей - мастер Со-
колов. Цокольная и бутовая плиты
были привезены от уничтоженного
канала вокруг Михайловского зам-
ка. Путиловскую плиту поставляли
Пустошкин и купец Афонин, печи
клали печники Лапшин и Соколов,
вставляли стекла и красили стены
подрядчики Кадников и Соколов.
В печных трубах была применена
новинка: «во втором повороте (ко-
лене. -
В.
А.) находится сосуд или
ящик, наполненный водою, в ко-
торый поднимающиеся искры упа-
дают и исчезают». Внутри здания
были установлены 74 вентилятора,
тоже новшество того времени. Воду
провели из Фонтанки6.
«За чугунные колонны с ящи-
ками для парадной лестницы» 11,5
тысяч рублей получил вышеупо-
мянутый Берд. Эту «удивительной
легкости» (слова Треттера) лестни-
цу с поручнями из красного дерева
первоначально предполагалось
украсить плафоном «в готическом
стиле.
.. под лепную работу, не рас-
крашивая разноцветными колера-
ми». Автором эскиза был молодой
зодчий П. Жако, монохромную
роспись хотели поручить Дж. Б. Скот-
ти, крупнейшему в столице мастеру
интерьерной живописи. Скотти в
условии от 23 мая 1823 года обязал-
ся изобразить в плафоне арматуру,
венки и розетки, написать орнамен-
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 41 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст