еизвестное об известном
тальный фриз и «дессюдепорты в
виде барельефов». За свою работу
(она включала и восемь других
помещений) маститый художник
запросил 26 250 рублей, что по-
казалось чрезмерным. В июне 1827
года был утвержден упрощенный
эскиз, исполнителем которого стал
опытный Ф. И. Брандуков, часто
помогавший Скотти. За роспись ему
заплатили всего 3295 рублей7.
Вышеупомянутые чугунные ко-
лонны (числом 30) на лестнице были
полыми и имели дополнительное
назначение: они использовались и
как трубы для подачи газа в 2500
рожков, установленных в здании.
Другие трубы из меди и свинца были
проложены под полом и в стенах.
Оборудование в 1823-1825 годов по-
ставил и установил все тот же завод
Берда. Газовые люстры и наружные
фонари были «лучших, но простых
фасонов». Для освещения ежесу-
точно требовалось 2200 кубических
метров светильного газа, который
должен был вырабатываться из угля
в газовом аппарате, устроенном Трет-
тером во дворе в отдельном здании.
На это в год полагалось 7000-8000
пудов английского угля. Уникаль-
ный газометр был демонтирован в
1839 году в связи с закрытием Кон-
дукторской школы.
Впрочем, первый газометр,
или газгольдер появился в Петер-
бурге не в Кондукторской школе
и гораздо раньше - в 1816 году,
на Александровской мануфакту-
ре, находившейся на восточной
окраине столицы. Он был устроен
приехавшим из Англии инжене-
ром Кларком. Другой инженер-
англичанин - Гриффит в 1820 году
для газового освещения Главного
штаба на Дворцовой площади ис-
пользовал вместо угля дешевое
льняное масло (которым, похоже,
заменили уголь и в Кондукторской
школе). Архитектор О. Монфер-
ран построил во дворе штаба газо-
метр - «огромный бассейн, выло-
женный свинцом и наполненный
водою на 10 футов глубины, через
которую очищается газ»8.
Учащиеся Кондукторской
школы до переезда в новое зда-
ние молились там же, где в тече-
ние пяти лет учились, а именно в
Военно-строительном училище
на Царскосельском проспекте.
Там для них в начале ноября 1821
года была освящена церковь Со-
шествия Св. Духа. В ней поставили
походный иконостас лейб-гвардии
Гренадерского полка, который чуть
позже заменили на постоянный,
сделанный охтенским мастером
Ф. М. Харлапиным. Тринадцать
образов в этом белого цвета иконо-
стасе написал художник Дубровин,
которому выплатили 2300 руб.9
Небольшое помещение церкви в
1826 году полностью перешло к
училищу.
На устройство храма в дворовом
крыле новопостроенного здания
самой школы уже летом 1823 года
была подана первая смета. Церковь
размером 26,7 на 12,8 квадратных
метров была двусветной (в ней было
10 окон), занимала посредине зда-
ния второй и третий этажи и имела
хоры. Завершалась она невысоким
деревянным куполом. В конце 1824
года инженер-майор А. В. Лебедев,
сменивший Треттера (тот занялся
постройкой цепных мостов) и ру-
ководивший устройством церкви,
передал принцу Вюртембергскому
окончательную смету и проект
отделки, исполненный П. Жако,
который занимался также отделкой
церкви Института путей сообщения.
Смету принц одобрил только 12 мая
1826 года. Вскоре были объявлены
торги на изготовление из меди кре-
ста на куполе10.
Деревянные своды помещения
поддерживали четыре колонны;
10 коринфских пилястр из желтого
стюка украшали стены, тоже по-
крытые искусственным мрамором,
только белого цвета «с синеватыми
прожилками». За сложную моно-
хромную роспись взялся Миха-
ил Яковлевич Ширяев, опытный
мастер, часто сотрудничавший с
Дж. Б. Скотти. «Под лепную рабо-
ту» он клеевыми красками написал в
парусах евангелистов, на сводах - во-
семь апостолов, в куполе - летящих
херувимов, над полуциркульными
верхними окнами - орнаменты.
Лепка дополнила убранство ин-
терьера. «Модульоны и ионики,
между модульонов розетки»» в кар-
низе, «лепные листья» по архитраву,
гирлянды по краям арок, в которых
«барельефом сделана церковная
арматура», а также «лепные штуки,
изображающие Старый и Новый
Завет» по фризу, 14 херувимов над
окнами, капители сделали столич-
ные лепщики Филипп Саягин, Ми-
хаил Логинов и Ф. Стаджи11.
Белого цвета двухъярусный
иконостас из сосны, высотой в две
сажени и два фута, был оформлен
четырьмя коринфскими пилястра-
ми с позолоченными капителями,
базами и карнизом. Его создал (с
промедлением против контракта!)
за 3845 рублей Андрей Степанович
Тарасов из известной династии
охтенских резчиков. Золочение
доверили позолотчику Глазырину,
тоже охтянину. Написать образа
и плащаницу обязался 14 августа
1825 года академик Иван Яковлев,
который потребовал 9000 рублей за
работу. Запрестольный образ дол-
жен был изображать «Распятие».
В конце апреля следующего года
более половины икон была окончена
и одобрена, но срок сдачи всего за-
каза художник попросил отложить
до ближайшего августа12.
В торгах на написание 26 допол-
нительных аналойных икон захоте-
ли участвовать как известные, так и
малоизвестные художники, а именно:
В. К. Сазонов, Д. И. Антонелли,
Ф. П. Брюлло, академик Я. В. Ва-
сильев, Марков 1-й, И. Е. Яковлев,
М. Мягков, живописных дел мастер
А. Антонов, А. Никитин, Н. М. Твер-
ской, учитель Морского корпуса
М. Постников и М. И. Довгалев,
преподаватель рисования в Кондук-
торской школе. Торги состоялись
31 августа 1827 года, то есть после
освящения церкви, и в них при-
няли участие только два человека:
академик Дмитрий Антонелли и
«художник исторической живопи-
си» Михаил Иванович Довгалев
(1800-?), который согласился взять
за работу 2000 рублей. Академик, со-
чтя такую сумму низкой, отказался.
Кроме того, он в это время был за-
нят написанием образов для храма
Института путей сообщения.
Эскизы икон Довгалев не подал,
а подал «аттестат, данный ему из Им-
ператорской Академии художеств».
23 февраля 1828 года он получил
согласие на исполнение заказа, «но с
ответственностью.
.. за производство
работы и всевозможным тщанием»,
и в начале января следующего года
завершил шесть икон Двунадесятых
праздников, написанных «.на липо-
вых досках хорошею живописью и.
сообразно с историею»13.
Так как «освещение газом в церк-
ви дозволено быть не может, как
обстоятельство, несогласное с по-
ложением церковного священнос-
43
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 42 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст