еизвестное об известном
вергались аресту до трех месяцев или
штрафу до 500 рублей.
Однако предпринимавшиеся
властями меры по упорядочению
автомобильного движения не всегда
приносили желаемый результат. На-
пример, жители Каменноостровского
проспекта - оживленной магистрали,
соединяющей центр города с остро-
вами и Коломяжским ипподромом,
излюбленными местами отдыха горо-
жан, в июле 1910 года подали градо-
начальнику жалобу, в которой писали,
что «с быстрым ростом автомобиль-
ного движения и в особенности с
развитием автомобильно-извозного
промысла у городского обывателя
возникло немало неприятностей.
..».
Жителей проспекта волновала «не-
померно быстрая езда автомобилей,
особенно заметная по вечерам и но-
чам, когда нередко как сами седоки,
так и шоферы находятся в сильном
возбужденном состоянии», а также
«отравление воздуха парами бен-
зина и масла», но больше всего они
возмущались шумом, издававшимся
автомобилями»: «завывание сирен.
разнообразные гудки, подражающие
военным сигналам, и, наконец, со-
вершенно не нужные музыкальные
мелодии, производимые некоторыми
автомобилями. в особенности в ноч-
ное время, когда шоферы.
нередко
применяют звуковую сигнализацию
не только в видах предупреждения
прохожих и проезжающих, но и в
виде особого спорта».
В ответ на эту жалобу градона-
чальник приказал обратить внимание
обществ и компаний, занимавшихся
автомобильно-извозным промыслом,
на перечисленные «неудобства» и
усилить контроль за соблюдением
«Обязательного постановления»,
особенно его пунктов, касавшихся
нарушения скоростного режима, а
также недопущение громких звуко-
вых сигналов автомобилей.
Любопытно прошение градо-
начальнику владельцев магазинов
на Невском проспекте, в котором
они указывали на то, что «из-за
таксомоторов, которые избрали
себе у панели наших магазинов по-
стоянную стоянку, загородив проезд
покупателям, желающим подъехать
в своих экипажах к нашим магази-
нам», они теряют покупателей, так
как «.публика вовсе к нам не захо-
дит, если не пожелает выходить из
экипажа по середине улицы, что в
ненастную погоду, особенно дамам,
очень неудобно, а на заявление же
публики осторониться и дать про-
езд, шофера дают грубый ответ»,
и просили перенести стоянку на
другую сторону улицы. Прошение
было удовлетворено.
12 ноября 1912 года Городской
думой были утверждены «Времен-
ные правила для таксомоторов, кур-
сирующих в Петербурге», в них, в
частности, говорилось, что «выпуск»
автомобилей со счетчиком для заня-
тия легковым извозом в Петербурге
допускается по особому разрешению
Петербургской городской управы;
автомобили осматриваются техником
управы, а в случае удовлетворитель-
ного состояния автомобиля пред-
приниматель получает два номерных
знака определенного образца. Осмотр
такси производился два раза в год.
Устанавливалась такса проезда в 20,
30 и 40 копеек в зависимости от числа
пассажиров и времени суток. Самая
дорогая такса - в ночное время (с 12
часов ночи до 7 часов утра). Каждые
5 минут ожидания - 10 копеек; двое
детей до 10 лет считались за одного
пассажира. Разрешался проезд с жи-
вотными. При найме таксомоторов
у вокзалов, театров, увеселительных
заведений взималась дополнительная
плата в размере 20 копеек.
Все машины-такси снабжались
таксометрами, циферблат которых
был обращен в сторону пассажира. Во
«Временных правилах» указывалось,
что «.таксомоторы должны быть на-
дежной конфигурации, не обременять
пассажиров, проезжих и прохожих
шумом, дымом и зловонными газа-
ми.» и должны иметь два тормоза,
два передних фонаря и два задних,
гудок для подачи сигнала, боковые
зеркала. Кузовы для такси допуска-
лись трех видов: ландоле1, лимузины
и дубль-фаэтоны2 с закрытым верхом.
Стекла в окнах должны быть прозрач-
ными и бесцветными.
Управлять автомобилем могли
лица, достигшие 21 года и удовлет-
ворявшие требованиям, указанным
в «Обязательном постановлении».
«Шоферы должны быть трезвыми
и опрятно одетыми, вежливо обра-
щаться в седоками и нанимателями,
не употреблять бранных и непри-
стойных слов.»
Автомобильным извозом за-
нимались как частные лица, так и
компании и общества.
Одним из крупнейших обществ
с капиталом в 600 тысяч рублей
было «Российское таксомоторное
акционерное общество». Устав
Общества был высочайше утверж-
ден 14 июля 1910 года. Общество
было создано для перевозки людей и
грузов за плату, для содержания га-
ражей и ремонтных мастерских, для
продажи автомобилей и машинного
оборудования.
Его учредителем стал Валериан
Мартынович Клифус, потомствен-
ный почетный гражданин, состояв-
ший компаньоном торгового дома
«Д. Гальденман, Лауранс и Ко»,
торговавший оптом и в розницу ав-
томобилями и занимавшийся про-
дажей угля, олова, свинца и другого.
В этой работе ему помогала его жена
Александра Александровна.
Правление и гараж «Российско-
го таксомоторного акционерного
общества» размещались в доме
№ 23 по Кожевенной линии на Ва-
сильевском острове.
В 1911 году у «Российских так-
сомоторов» насчитывалось около
120 автомобилей различных марок, в
том числе «Панар-Левассор», «Шар-
рон», «Клеман-Байард», «Форд» и
другие, которые обслуживали 320
человек. Общество также проводило
работы по ремонту автомобилей от
покраски до починки двигателей
в собственной автомобильной ма-
стерской на Кожевенной линии,
дом № 23. Компания открыла курсы
шоферов. На 1912 год их окончили
250 человек.
С каждым годом автомобиль-
ный извоз становился все более по-
пулярным и доходным делом, и хотя
к 1917 году в этом виде предпри-
нимательства все еще существенно
преобладал конный извоз - около
22 компаний и частных лиц за-
нимались автомобильно-легковым
промыслом.
Литература:
1. ЦГИА СПб. Ф. 569. Оп. 12. Д. 277.
2. Там же. Ф. 513. Оп. 39. Д. 45.
3. Там же. Ф. 513. Оп. 1. Д. 407.
4. Там же. Ф. 1258. Оп. 2. Д. 243.
5. Там же. Ф. 792. Оп. 1. Д. 9832.
6. Там же. Ф. 243. Оп. 52. Д. 793.
1
Кузов автомобиля, напоминавшего
внешним видом старинные кареты типа
«ландо».
2
Кузов автомобиля со сьемными бо-
ковинами и двумя рядами сидений.
45
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 44 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 46 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст