еожиданный ракурс
Мундир цесаревича Алексея -
подпоручика 14-го гренадерского
Грузинского полка.
1912-1914 гг.
престол в 1881 году. На семейных
фотографиях 1880-х годов гусар-
ские курточки совершенно исчеза-
ют. В 15 лет будущий Николай II,
его младшие братья и ровесники
носили только матросские костюмы.
Сохранилось много фотографий
цесаревича Алексея, одетого в ма-
тросский костюмчик.
В 16 лет юные великие князья
впервые надевали мундиры старших
офицеров. Как правило, чинопро-
изводство шло очень быстро, и уже
к 20-25 годам они ходили в гене-
ральских мундирах. Хотя бывало
по-разному. Так, на момент смерти
Александра III в октябре 1894 года
его старшему сыну цесаревичу
Николаю Александровичу шел 27
год. К этому времени он имел чин
полковника, а посему носил пол-
ковничий мундир. На следующий
день после смерти Александра III
камердинер выложил перед Ни-
колаем II мундир с генеральскими
эполетами, но молодой император
счел это некорректным и вплоть
до Февральской революции 1917
года так и носил скромные погоны
полковника.
Русские императоры форму
носили с раннего детства и на-
столько срастались со своими во-
енными мундирами, которых у них
было множество, что сама возмож-
ность одеться «по гражданке» (как
правило, военные употребляют
именно этот термин), становилась
неким подобием запретного плода.
Кроме того, по протоколу именно
в гражданском платье российские
императоры должны были присут-
ствовать на приемах и церемониях
в европейских странах.
До нас не дошло ни одного
изображения Николая I в статском
платье. Хотя достоверно известно,
что и он носил его во время своих
заграничных вояжей.
Следует заметить, что постав-
щики Высочайшего двора очень
хорошо зарабатывали при подготов-
ке высочайших визитов в Европу,
«строя» своим высочайшим заказ-
чикам статское платье по последней
моде. В России императоры в силу
своего положения были публичны-
ми людьми, и ежесекундный «пресс»
десятков и сотен глаз был довольно
тяжел. Поэтому все они весьма це-
нили возможность не только надеть
статское платье, но и с его помощью
затеряться в толпе, обрести почти
незнакомую им призрачную приват-
ность. Для них была важна сама воз-
можность как все посидеть в кафе,
как все зайти в магазин, как все,
не торопясь, пройтись по музею.
..
Возможность побыть «обычным
человеком», затеряться среди толпы
предоставлялась только за границей
и рассматривалась как маленькое
приключение. При этом они пре-
красно знали, что спецслужбы ни
на секунду не выпускают их из поля
зрения, но все же, все же.
Великий князь
Александр Александрович.
Начало 1860-х гг.
Великий князь
Алексей Александрович. 16 лет.
1863 г.
Не отказывался от этой воз-
можности и Николай I, буквально
сросшийся с военной формой. В
1833 году он заказал портному Рут-
чу статское платье за 875 рублей1. В
1838 году портной Рутч «за парти-
кулярное платье для чужих краев»
получил 988 рублей2. Будучи в 1845
году в Дрездене, Николай I посетил
знаменитую галерею. Во время той
прогулки на нем был «синий, от-
крытый спереди короткий сюртук,
шелковый темно-коричневый жи-
лет с вышитыми на нем цветочками
и серые брюки; на голове имел он
цилиндр, что увеличивало высокий
его рост. В правой руке незнакомец
держал тоненькую тросточку с се-
ребряным набалдашником, а левая,
одетая в перчатку, сжимала снятую
с правой руки»3. К сожалению, изо-
бражений грозного императора в
«жилете с цветочками» до нас не
дошло, да их, видимо, и не было, но
можно с уверенностью утверждать,
что Николай Павлович был одет по
последней европейской моде.
Александр II был настоящим
европейцем. Он лучше чувствовал
себя где-нибудь в Дармштадте, чем
5
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 4 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст