С
обытия глазами современников
моих сочинений, а когда мне было
десять, научил «перекидываться
эпиграммами», и мы некоторое
время вовсю рифмованно вышучи-
вали друг друга, ничуть при этом
не боялся он за свой авторитет! (О
том, что его взрослым ученикам по-
зволялось пошутить над ним, лишь
бы это было остроумно, вспоминают
его студийцы 1930-х годов.)
Я не всегда и замечала, как папа
меня просвещает, настолько нена-
вязчиво и находчиво он это делал. В
диалогах, в играх, в письмах - везде
содержалось то, что теперь принято
называть полезной информацией:
какое-то оброненное невзначай
новое слово и попутное объяснение
его, афоризм, имена, дотоле мне
неизвестные стихотворные строки,
забавные каламбуры.
Своим примером и в процессе
общения учил он меня любить
музыку и поэзию, понимать юмор,
смотреть спектакли, работать с
книгой.
.. «Гонись не за отметками,
а за знаниями», - повторял он мне,
к немалому огорчению уважаемой
классной руководительницы. Он в
самом деле не учел, что призыв его
может оказаться понят слишком
прямолинейно.
Конечно, его уже упомянутое
честолюбие распространялось и
на дочь, а для него самого хорошие
отметки в киевской гимназии были
прямым следствием стремления к
знаниям. По сей день хранится в
нашей семье двухтомная «Иллю-
стрированная всеобщая история
литературы Иоганна Шерра», по-
лученная им в 1901 году «в засви-
детельствование его благонравия,
прилежания и оказанных при этом
отличных успехов в науках». С на-
градой окончил он и Петербургский
университет, чему не помешала его
начавшаяся уже тогда актерская
деятельность в гайдебуровском теа-
тре. В любом кругу его признавали
или самым, или одним из самых об-
разованных людей. Как вспоминает
Г М. Полячек, учившийся у него в
Техникуме сценических искусств,
благодаря таким, как Г. А. Авлов,
техникум этот в 1920-1930-е годы
соответствовал уровню высшего
учебного заведения.
Невозможно перечислить все
факты просветительской и препо-
давательской деятельности моего
отца (среди них немалая доля при-
надлежала работе общественной).
Главное, что он никогда не пере-
ставал учиться и сам! В первые по-
слевоенные годы он с увлечением
рассказывал дома о лекциях по
истории России, которые читали В.
Н. Бернадский и С. Б. Окунь в Уни-
верситете марксизма-ленинизма
(мне было интересно, что папа и
я, четвероклассница, «проходим»
по истории одно и то же!). Лет че-
рез десять и мне посчастливилось
заниматься у этих профессоров в
Герценовском институте. А папа.
..
Не помню, на каком я была курсе,
когда в моем присутствии произо-
шел следующий телефонный раз-
говор: «Скажите, пожалуйста, если
старый идиот, которому за семь-
десят, уже имеющий юридическое
образование, вдруг захочет посту-
пить на литературный факультет,
может он быть принят на заочное
отделение?» Несмотря на шутливую
самоаттестацию, носившую превен-
тивный характер, говорил он вполне
серьезно: он в самом деле ощущал
потребность привести в систему
свои безграничные филологические,
вообще гуманитарные познания. И
не в том дело, что намерение его не
могло осуществиться. Что значит
«владеть навыками самообразова-
ния», мне никогда не требовалось
объяснять: ведь я постоянно видела
отца с книгой, с карандашом, с кар-
тотекой цитат.
Говоря к слову, и его крити-
ческие работы дали основу для
подборки выписанных на карточки
цитат: демонстрируя их на вечере,
посвященном столетию со дня рож-
дения Григория Александровича,
театровед Д. И. Золотницкий под-
черкивал, что делал эти выписки
не для юбилейного вечера, а давно,
что он постоянно использует их в
своей работе.
Я никогда не видела отца на
сцене: большую часть своей жизни
(а с ним одновременно в этом мире
я пребывала всего 23 года) он за-
нимался режиссурой, критикой,
преподаванием. И все же я была
зрителем импровизированных
спектаклей, когда он, поддавшись
настроению, дома исполнял целые
сцены из репертуара Передвижного
театра: монолог Призрака - отца
Гамлета, диалоги из «Уриеля Ако-
сты», из «Псковитянки». Интерес-
но, что отзыв об этом последнем из
перечисленных мною спектаклей на
сцене Передвижного театра был дан
в большевистской «Правде» (о чем
в свое время отец не знал и прочел
только в последние годы в сборнике
«Дооктябрьская “Правда” об искус-
стве»): «.Особенной продуманно-
стью отличалась игра г-на Авлова,
который дал почти художествен-
ное изображение Грозного-царя»
(11 сентября 1912 года) Такая фор-
мулировка немало его позабавила.
Хорошо помню с его слов эпи-
зод его работы в Героическом театре
в Харькове, но перескажу словами
М. Г. Авловой из ее воспоминаний:
«Маяковский приезжал в Харьков
смотреть постановку своей пьесы
(“Мистерия-Буфф”. -
Т.
А.). Не в
привычках Авлова было “выбегать
навстречу знаменитостям”. Он оста-
вался за кулисами и скромно ждал,
что Маяковский зайдет к нему, но
Маяковский не пришел».
Это всегда было в духе отца.
Помню, как и меня однажды он
предостерег от поступка, который
можно было расценить как «мо-
ральное побирательство». Повод
был незначительный, и я обиженно
огрызнулась (ведь мне уже было
шестнадцать!), но в глубине души
поняла и согласилась. Вообще, даже
в годы отроческого и юношеского
скептицизма и негативизма, когда
в любой семье родители перестают
быть «пророками в своем отечестве»,
я, споря с папой, чаще всего подсо-
знательно желала себе поражения,
ему - чтобы он меня убедил.
Мне не мог не импонировать его
независимый характер, суждения не
оглядывающегося на вышестоящие
мнения человека. Слово «конъюн-
ктура» в его устах было таким же
бранным, как и «халтура». Все, кто
работал с ним, помнят, что ему не
было свойственно заискивание,
угодничество, с руководителями лю-
бого ранга он держал себя с достоин-
ством. Это передалось и мне. Отцу
приходилось, конечно, заботиться о
том, чтобы независимость его доче-
ри не оборачивалась обыкновенным
хамством, невоспитанностью - сам
он являл собою пример не только
внутренней, но и внешней культуры.
Но я получала от него и маленькие,
но очень важные уроки неподчи-
ненности общественных органов
административным (и для меня
в школьные годы аксиомой стало
то, к чему и по сей день привык не
всякий взрослый), неподотчетности
стенной печати органам, которые
53
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 52 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст