п
обытия глазами современников
54
она критикует, и т. д. Был период,
когда мы с ним одновременно и в
одном и том же здании оказались
редакторами стенгазет: он - в Доме
народного творчества, я - в школе,
будучи десятиклассницей.
Шестнадцать мне исполнилось
в 1953 году, и было это удачным
совпадением: ведь до совершенноле-
тия папа старался (и ведь удавалось
это ему как-то!) оградить меня от
сомнений в справедливости тогдаш-
ней политики, теперь же, когда я
повзрослела, дух вольности уже мог
получить естественный выход.
Теперь, думается мне часто,
настало его время. Никогда бы он
не стал выражать подобострастную
благодарность за то, что «теперь нам
разрешили говорить правду»! Но
какое бы облегчение испытал он, по-
чувствовав, что правда может быть
услышана! Еще ХХ съезд окрылил
его, еще (и никогда) не успел разо-
чаровать дальнейший ход событий:
в 1960 году, в самом начале которого
его не стало, еще не были убиты на-
дежды на необратимое обновление
в обществе.
Заявление о приеме в кандида-
ты партии он подал в осажденном
Ленинграде поздней осенью 1941
года. Многие из его довоенных
собеседников еще тогда были в
полном убеждении, что имеют дело
с коммунистом. Возможно, он не
чужд был некоторых иллюзий, что
естественно для такой увлекающей-
ся натуры.
Он всегда горячо, с искренно-
стью интересовался людьми, не
впадая по отношению к ним в такие
крайности, как чванство и пани-
братство, снобизм и «заигрывание
с массами». Это было и чертой его
характера, и принципом.
Вновь обращаюсь к рукописи
его супруги: «У Авлова, - писала она
о его деятельности в 1920-е годы, -
не замечалось той интеллигентской
восторженности в подходе к рабоче-
му классу, которая была у многих
деятелей культуры.
..» Но он же «не
мог понять и простить деятелям
театра, которые относились свысока
к стремлению народа проявить себя
в творчестве»,
Артист В. В. Леонов, учив-
шийся в Техникуме сценических
искусств, рассказывал, какими
внимательными, добрыми, немного
удивленными глазами смотрел Гри-
горий Александрович на рабочих и
деревенских парней, учить которых
ему предстояло. «А я, - прибавил
Василий Васильевич, - такими же
глазами смотрел на него.
.. Потому
что я таких людей никогда раньше
не встречал».
Григорию Александровичу до-
ставляло ни с чем не сравнимое удо-
вольствие идти навстречу любому, кто
искренне стремится к образованию.
Работа его с самодеятельными акте-
рами, равно как и с руководителями
самодеятельных коллективов, была
продиктована увлечением и убеж-
денностью в ее насущной необходи-
мости. В 1920-е годы в Петрограде
он был работником Политпросвета.
В 1920-1930-е выходили его печат-
ные работы, один перечень названий
которых может дать представление о
его направленности: «Как поставить
спектакль в деревне», «Клубный
самодеятельный театр», «Игры в
клубе. Тренировочные развлечения
в драмкружке» - вот немногие из
них. «Настольную книгу затейника»
и брошюру «Подготовка затейников-
организаторов» он создал в соавтор-
стве с Б. Андреевым, сам же термин
«затейник» в том значении, в каком
все мы употребляем его (специаль-
ность культработника), принадлежит
Авлову. В годы войны он написал пре-
дисловие к сборнику самодеятельных
стихов боровичан. В 1956 году была
опубликована его статья о художе-
ственных агитбригадах.
Короче говоря, он был и тео-
ретиком художественной само-
деятельности, и практиком ее. Когда
это не было его основной работой
или приработком, он занимался
ею как общественник. В Борови-
чах в 1942-1944 годах, помимо
квалифицированного руководства
коллективами профессиональными,
он потратил немало энергии на орга-
низацию смотра самодеятельности
всего Боровичского района. «Будет
перекличка хоров! - сообщал он
радостно по приходе домой. - Кера-
мики свой гимн сочинили!»
Одним из теоретических поло-
жений, которым он постоянно опе-
рировал (а возможно, был и автором
его), была мысль о недопустимости
деления искусства на «самодеятель-
ное» и «профессиональное», то есть
такие названия могли относиться
к коллективам, но не к самому
искусству. Как самодеятельный
спектакль должен стать фактом ис-
кусства, так и профессиональный,
к сожалению, может не оказаться
таковым. Рассуждение отнюдь не
схоластическое, если иметь в виду,
что скидок на любительство он не
делал ни своим кружковцам, ни
руководителям, о чьих спектаклях
призван был судить как методист-
консультант. (Он грустно шутил,
что всегда считал консультантом
того, кто ничего не знает, а мето-
дистом того, кто ничего не делает,
и вот, став сразу тем и другим, на
практике должен был опровергать
собственную остроту.)
Театральная студия ДК Пром-
кооперации, одним из руководите-
лей которой он был в предвоенные
годы, по утверждению студийцев,
давала подготовку вполне профес-
сиональную. Сами занятия велись
там на профессиональном уровне. А
в последний раз он был режиссером
в середине 1950-х, в драмкружке ма-
ленького гарнизонного клуба УПО.
Сотрудница клуба, ожидавшая от
него моментальных, скороспелых
номеров для сборных концертов,
получила сердитое предупреждение,
что от него она не дождется никакого
«тру-ля-ля»! Зато бывшие кружков-
цы до сих пор восторженно вспомина-
ют не только серьезные спектакли, но
и обыкновенное, казалось бы, елочное
представление, плод коллективного
вдохновенного творчества.
В 1958 году, после поездки на
целину, я заочно познакомила папу с
парнем из Белгородской области, бу-
дущим культработником, а тогда то
был «Валька-тракторист», «Валька-
баянист» и «Валька-комсорг». Ему
еще предстояло отслужить в армии,
окончить культпросветучилище и
вечернюю школу. Теперь уже это
человек с высшим образованием,
а тогда ему очень помогали на
первых порах письма моего папы,
его обстоятельные советы и ответы
на самые разные вопросы, будь то
организация самодеятельности,
постановка определенной пьесы
или истолкование смысла литера-
турного произведения. «. Только
не знаю, с чего правильно начать
читать. Вот тут я опять к Вам за со-
ветом. С чего начать и как изучать
искусство, чтобы оно не только не
мешало друг другу, а наоборот, или
так нельзя? Скажем, можно соеди-
нить, чтобы музыка и драматургия
были одно целое.
или заниматься
только музыкой? Это, по-моему,
будет одностороннее развитие.»
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 53 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 55 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст