С
обытия глазами современников
Никогда не было папе жаль
времени и сил на общение с любоз-
нательными, пусть не развитыми
еще, но охотно развивающими себя
людьми!
...Великая Отечественная война
застала моего отца 56-летним, глу-
боко штатским. Полезен он мог
быть только на своем месте. «Ис-
кусство должно быть включено
во взаимодействие всех родов
оружия», - писали в те дни газеты.
Областное управление по делам
искусств, в системе которого он
работал в ту пору, в начале 1942
года организовало выезд областных
театров, Областной филармонии
за пределы блокадного кольца, в
районы, только что освобожденные
или не бывшие занятыми врагом.
Сотрудники народного музея «А
музы не молчали» при 235-й ле-
нинградской школе утверждают,
что выезд тот по-настоящему дол-
жен считаться командировкой -
не эвакуацией: Ленинградская
область была полем деятельности
этих людей, и уехали они не за
Волгу, не за Урал, а оставались не-
далеко от линии фронта и от своего
города-фронта. В документах, одна-
ко, это значится как эвакуация. Но
в том ли дело? Тихвин, Сясьстрой,
Войбокало, Бокситогорск, Старая
Русса и, наконец, ставшие столицей
ленинградских областных театров
и концертных организаций Боро-
вичи (вся нынешняя Новгородская
область входила тогда в Ленин-
градскую). Но прежде чем при-
быть в Боровичи и возглавить там
работу в качестве «правой руки»
Н. А. Лебедева, начальника управ-
ления, Григорий Александрович
оказался в госпитале. Сказались
блокадное истощение, тяжелая до-
рога на Большую землю - дорога, в
которой он был не просто пассажи-
ром, а возглавлял группу, отвечая за
все и за всех. Месяц интенсивной
концертной работы в населенных
пунктах и воинских частях.
Вот одна из немногих уцелев-
ших дневниковых записей Григо-
рия Александровича, сделанных в
госпитале: «Я впервые так непо-
средственно, лицом к лицу, да еще
в особой обстановке - сталкиваюсь
с Красной Армией, с низовыми со-
ветскими работниками, с колхозни-
ками. Боишься быть сентименталь-
ным, а все время такое чувство, что
хочется обнять этих людей, сделать
им много, много хорошего, отдать
все силы для работы им на благо».
Своей неутомимой деятельно-
стью в Боровичах он доказал, что это
не было пустой фразой. «Боровичи
помнят Григория Александровича:
его выступления по радио, в печати
помогали выстоять, вселяли веру в
победу», - так звучала телеграмма
из Боровичского краеведческого
музея, приуроченная к столетию со
дня рождения Авлова.
И, наверное, справедливо то, что
работавшие в Боровичах ленинград-
ские артисты были удостоены меда-
лей «За оборону Ленинграда»!
.В 1978году вышла в издательстве
«Искусство» книга Н. А. Крымовой о
Владимире Яхонтове. Одну из страниц
в этой монографии занимают вы-
держки из рецензии на самое первое
выступление артиста в созданном
им жанре «художественной лекции»,
«литературного монтажа» - того, что
стало впоследствии «Театром одного
актера». Похвалив ленинградцев за
оперативный и объективный отклик
на не имевшее никакого еще ана-
лога событие в культурной жизни,
Н. А. Крымова представила автора
рецензии, Григория Александрови-
ча Авлова, присовокупив: «Старые
ленинградцы его помнят».
В этом можно убедиться и те-
перь, другое дело, что все меньше
становится их, старых ленинград-
цев. Помнит не публика, ибо на
сценических подмостках он пре-
бывал несколько дореволюционных
лет. Но не могут не помнить профес-
сионалы. В том числе не знавшие его
лично. И не только ленинградцы,
наверное.
Лаконичные строки Театраль-
ной энциклопедии напоминают, что
он «русский советский театральный
деятель, режиссер, критик и педагог,
заслуженный артист РСФСР, один
из организаторов художественной
самодеятельности; автор ряда книг и
статей по вопросам самодеятельного
театра. был заведующим кафедрой
искусствоведения и художествен-
ной самодеятельности Ленинград-
ской высшей школы профдвижения
ВЦСПС.»
Более подробный «послужной
список» обнаружил бы и его уча-
стие в создании «Красного театра»
(ныне - Театр Балтийский Дом в
Петербурге), а также - в первых
шагах художественного радиовеща-
ния и организации смотра театров
Ленинградской области, успех
которого принес ему за полгода до
войны звание заслуженного. Уст-
ные предания, немногочисленные
страницы воспоминаний, которые
успел он записать, рассказали бы
о его сотрудничестве и дружбе в
самом начале творческого пути с
Гайдебуровым и Скарской, Арка-
диным и Брянцевым, Крамовым и
Таировым.
«Большое видится на расстоя-
нье». Вот каким увиделся мне
мой отец на расстоянии более чем
в четверть века. Чувство зависти
вызывали у меня участники вечера
его памяти: они моего отца знали
дольше, раньше, глубже, чем я, зна-
ли его в делах и в пору расцвета его
творческих сил.
После 1960 года меня постоян-
но посещает острое чувство невоз-
вратности, знакомое любому, ибо
кто из нас не провожал в последний
путь своих близких: уже не спро-
сишь, не узнаешь, не посоветуешь-
ся, не поделишься. Вспоминаю с
бессильным сожалением, чему еще
могла бы научиться у папы, а вот не
успела, не догадалась, поленилась,
может быть. По сей день свое от-
ношение к происходящему сверяю
с ним, представляю реакцию его
на события у нас и за рубежом, на
значительные явления в области
культуры, угадываю, о чем бы мы
поспорили с ним, но чаще смотрю
его глазами.
Одну из глав своих неокон-
ченных воспоминаний Григорий
Александрович назвал «Недорисо-
ванный портрет». Очерк посвящен
И. И. Аркадину. Но нетрудно заме-
тить, что и мой очерк об отце пред-
ставляет не что иное, как неокончен-
ную попытку создать его портрет. Да
и не мог этот портрет быть завершен:
не в том жанре я выступаю, не тот
объем потребовался бы.
М ожет
быть,
личностью
Г. А. Авлова заинтересуются спе-
циалисты, которые посвятят ему не
дилетантский, а профессиональный
труд - монографию.
И, наконец, давно ожидают вы-
хода в свет три небольших главы его
воспоминаний*.
* Две из них мы предлагаем вниманию читателей в этом номере журнала. -
Ред.
55
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 54 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 56 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст