еожиданный ракурс
6
в Москве. И, бывая за границей,
он охотно надевал партикулярное
платье. Тем более что он, как и почти
все Романовы, был высокого роста и
хорошо сложен. Мемуаристы сохра-
нили для нас несколько историй о
приключениях Александра II в стат-
ском платье. Согласно одной из них,
император в 1867 году отправился
в Париж на Всемирную промыш-
ленную выставку. Одновременно
с ним в Париж выехала его молодая
любовница Екатерина Михайловна
Долгорукая. После официальных
мероприятий, вечером, император,
надев статское платье и взяв у
министра императорского двора
100 тысяч франков, отправился по
известному ему адресу в гостиницу
к Долгорукой. При этом Александр II
категорически запретил сопрово-
ждать его. Конечно, министр Им-
ператорского двора, умудренный
опытом В.Ф. Адлерберг, отправил
за императором агентов Секретной
охраны III Отделения. Параллель-
но, «поход налево» российского им-
ператора прикрывали французские
агенты. Они имели приказ проявить
себя только в случае крайней необ-
ходимости. Император Александр II,
заблудился, и охрана боролась с ис-
кушением подсказать русскому царю
правильный адрес, когда он начал
стучать в двери домов на сонной
улочке.
.. Но, слава Богу, обошлось, и
у Александра II все случилось как в
романе: инкогнито, сто тысяч в кар-
мане, Париж, молодая любовница,
препятствия на пути4.
Сохранилось несколько фото-
графий Александра II в статском
костюме. Первая из них, на которой
он сфотографирован с императри-
цей Марией Александровной, была
сделана в 1866 году. Императрица
еще донашивала глубокий траур по
своему старшему сыну, умершему в
апреле 1865 года.
Александр II очень органичен
в сюртуке, жилете и свободных
брюках. В левой руке он держит
котелок и трость. Обут импера-
тор в изящные остроносые туфли,
почти современного фасона. Белая
рубашка повязана свободным чер-
ным галстуком. Видимо, в том же
однобортном сюртуке Александр II
сфотографировался один. Тот же
крой, та же рубашка и галстук, толь-
ко вместо трости зонт.
На рисунке, сделанном в 1871
году во время музыкального вечера
в Дармштадте, император изобра-
жен в застегнутом наглухо дву-
бортном сюртуке, сшитом по моде
того времени. Белая рубашка, уже
с отложным воротником, украшена
небольшим галстуком.
У Александра II была огром-
ная коллекция всевозможных во-
енных мундиров, положенных ему
«по профессии». Значительная
их часть хранится сегодня в раз-
личных музейных собраниях. Од-
нако из «гражданской коллекции»
Александра II сохранилось очень
немногое. Например, этот одноборт-
ный, мышиного цвета пиджак на
четырех пуговицах с полукруглыми
лацканами.
Второй сын Александра II,
великий князь Александр Алек-
сандрович, будущий Александр III,
после смерти в апреле 1865 года стар-
шего брата Николая унаследовал
от него не только титул цесаревича,
но и невесту - датскую принцессу
Дагмар.
Тот брак заключался без боль-
шой любви. Александр по приказу
отца-императора был вынужден
отказаться от своей первой люб-
ви - фрейлины Мещерской. В мае
1866 года он отправился в Данию
свататься. Именно тогда будущий
Александр III впервые надел стат-
ское платье.
Рано начавший полнеть, высо-
кий и крепкий Александр Алексан-
дрович, видимо, чувствовал себя
в гражданском костюме неловко.
Однако этикет требовал от русского
цесаревича, сватавшегося к датской
принцессе Дагмар, быть одетым
именно в партикулярное платье.
Темный двубортный сюртук,
белая рубашка с отложным ворот-
ником. На той постановочной фото-
графии, а в то время только такие и
были, цесаревич опирается о спинку
венского стула, придерживая рука-
ми темный, в цвет сюртука, котелок
и перчатки. Слегка просматривается
пестрый галстук.
Этот галстук хорошо виден на
другой фотографии, менее офици-
альной, из свадебной серии. Эта
фотография уже не так статична.
Одетый «по гражданке» цесаревич
мог себе позволить более свободную
позу (он непринужденно сидит на
стуле, подогнув ногу), что в военном
мундире было совершенно непо-
зволительно. Расстегнутый сюртук
позволяет видеть обязательный
жилет и часовую цепочку брегета.
Котелок уже светлый, но судя по
всему сюртук, рубашка и галстук
те же самые. Конечно, у цесаревича
был богатый гардероб просто по ста-
тусу. Однако современники в один
голос отмечали, что Александр III
тяжело привыкал к новым вещам.
И если он что-либо «обнашивал»
из своего гардероба, то носил эту
вещь до тех пор, пока она букваль-
но не разваливалась. Это особенно
хорошо заметно по «гражданским»
вещам цесаревича. У него не было
большого навыка носить сюртуки
У родственников в Дании. Александр III вверху справа в темном костюме.
1880-е гг.
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 5 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст