еожиданный ракурс
Александр III на охоте
и пиджаки, но в некоторых из них
он, видимо, чувствовал себя хорошо.
Это «хорошо» затягивалось на-
столько, что костюмы катастрофи-
чески теряли вид, несмотря на все
усилия камердинеров. Кроме этого
император Александр III полнел, и
некоторые из привычных, но редко
носимых сюртуков и пиджаков ему
становились явно маловаты, но им-
ператор упорно отказывался наде-
вать новый костюм. Не из скупости,
а потому, что привык к старому.
На этих фотографиях хорошо
видно, что карманы оттянуты,
пиджак маловат, когда застегнут на
все пуговицы, что его «украшают»
многочисленные складки. Любо-
пытно то, что одна из фотографий
многовариантная. Видимо, фото-
графии российского монарха «по
гражданке» были такой редкостью,
что фотографы активно использо-
вали ретушь при ее подготовке для
тиражирования.
Фотошопа тогда не было, но
ретушь использовалась весьма
квалифицированно. Бедная Мария
Федоровна.
..
Как правило, привычные костю-
мы император позволял себе носить
во время визитов в Данию, на роди-
ну жены. Те поездки носили почти
семейный характер, сродни сегод-
няшней поездке на дачу к старым
друзьям, если позволительно такое
сравнение. В Дании российский им-
ператор чувствовал себя свободно и
позволял себе появляться на людях
в той одежде, в которой он чувство-
вал себя комфортно.
Тем не менее у императора, есте-
ственно, бывали ситуации, когда
ему надо было выглядеть «с иголоч-
ки». Так, во время визита в Англию
в 1873 году русский цесаревич был
безупречен с точки зрения внешне-
го вида. Об этом свидетельствуют
несколько фотографий, сделанных
английскими фотографами во время
того визита.
Следуя европейским тенденциям
моды, русский цесаревич в Англии
мог позволить себе надеть светлую
модную «тройку» в довольно круп-
ную клетку. Примечательно, что на
этой фотографии, сделанной в сере-
дине 1870-х годов, мы видим двух
любящих сестер (цесаревна Мария
Федоровна, в девичестве датская
принцесса Дагмар, и принцесса
Уэльская Александра, старшая сестра
российской цесаревны) в одинаковых
платьях. Как правило, эти «парные»
платья заказывались у известного
парижского портного Чарльза Ворта.
Таким образом, сестры демонстри-
ровали всем свою сохранявшуюся с
детства близость.
Еще одним вариантом нево-
енной одежды для Александра III
был его охотничий костюм. В этом
костюме император запечатлен на
множестве фотографий.
О статской одежде Николая II
известно не только из дошедших до
нас фотографий, документальных
киноматериалов, но и архивных ис-
точников. Так, с 1895 года в «Список
поставщиков Высочайшего двора»
вошел гражданин Швейцарии Ген-
ри Фолленвейдер, который владел
фирмой «Генри». В своем магазине,
находившемся в Петербурге на
Большой Морской, 18, он продавал
морскую и гражданскую одежду.
Включение его в «Список», видимо,
состоялось «Высочайшим решени-
ем», поскольку поставки той фирмы
гражданской одежды ко двору на-
чались только с 1895 года.
Эта фирма поставляла Нико-
лаю II преимущественно граждан-
скую одежду. Например, с апреля по
август 1903 года Генри Фолленвей-
дер продал Николаю II 16 предметов
на 1043 рубля. Список этих пред-
метов весьма показателен: сюртук,
жилет и брюки (на 150 рублей);
смокинг (150 рублей); три костюма
(по 115 рублей каждый); белый
теннисный костюм (110 рублей);
осеннее пальто (140 рублей); сюртук
«Фантазия» (30 рублей); три белых
жилета для фрака (по 20 рублей
каждый); велосипедные штаны
(28 рублей); жилет к костюму
(25 рублей) и шелковый теннисный
пояс за 5 рублей.
В этом же магазине фраки Ни-
колая II чистили и ремонтировали,
а также стирали царские жилеты.
Магазин оказывал и сопутствующие
услуги. Например, купленная гото-
вая одежда подгонялась по фигуре
заказчика. В 1903 году Николаю II
«расставили» 6 пальто и 11 брюк,
7
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 6 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 8 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст