еожиданный ракурс
«Р усск ая Ш вейцария»
в творчестве худофника
И саака Левитана
В .
Е . Л у к и н
На 2010 год приходятся две
памятные даты, связанные с именем
художника Исаака Левитана, это
150 лет со дня его рождения и 110
лет со дня кончины.
Исаак Левитан за свою ко-
роткую, но яркую жизнь успел
побывать не только за границей,
но и объездил почти всю среднюю
полосу России, которой он очень
восхищался, которую охотно рисо-
вал и поэтому увековечил во многих
своих произведениях.
Большинство этих мест вошли в
историю и стали известными только
благодаря кисти Левитана, поэтому
и сегодня об этом знают и помнят не
только исследователи творчества
художника, но и простые люди, по-
читатели его таланта.
Все места России, где когда-
либо бывал Левитан, где он жил и
работал, перечислить просто не-
возможно, но наиболее известные
из них это: Москва и Московская,
Тульская, Ивановская области (Зве-
нигород, Химки, Алексин, Юрьевец,
Кинешма, Мелихово, Бабкино,
Богородское, Успенское, Подсол-
нечное, Дугино, Максимовка), Твер-
ская область (Васильсурск и Плес
(на Волге), Затишье, Горка и озеро
Островно), Нижегородская область
(Болдино), Новгородская область
(Окуловка), полуостров Крым.
Справедливости ради нужно
отметить, что жители этих мест до
сих пор хранят память о Левитане.
Это подтверждает и писательница
С. А. Пророкова, автор книги о ху-
дожнике. Она пишет: «Интересная
подробность. Куда бы вы ни приеха-
ли, где когда-то живал Левитан,
вам расскажут, что именно здесь
писались наиболее знаменитые его
картины»1.
Как выбирал Левитан сюжеты
своих картин и как он над ними
работал? Об этом в книге Проро-
ковой рассказывается на примере
его пребывания в Плесе: «Красота
города поддерживала Левитана в не-
прерывном состоянии озаренности.
Он вставал очень рано, до солнца.
В охотничьих сапогах, в холщовой
блузе, с этюдником через плечо этот
человек шел по пустынному, сонно-
му городу. В калитках домов показы-
вались лишь заспанные женщины,
выгонявшие коров в стадо, рожок
пастуха заставал художника далеко
от дома. Он любил эти сизоватые
туманы раннего утра, когда про-
тивоположный берег заволакивает
легкая пелена, а по воде стелется
прозрачная дымка. Часто Левитан
уходил по утрам в более дальние
походы, и сапоги его оставляли
темный след на траве, блестящей
от росы.
.. Дневные часы Левитан
посвящал работе в комнате, по на-
турным наброскам создавал кар-
тины, потрудившись у мольберта,
вновь уходил с этюдником, хотя не
очень любил краски середины дня:
все кажется тогда обесцвеченным
высоко стоящим солнцем. Но до по-
лудня выдавались интересные сю-
жеты. Один уголок Плеса Левитан
написал с таким напором чувств, с
такой гибкостью кисти и точностью
мазка, что поныне знатоки дивятся
этому. Можно и сейчас в натуре
увидеть этот мотив. Другими стали
дома, но общий характер улочки,
цепляющейся за холмистый рельеф,
сохранился. Писался этюд как бы
одним дыханием.»2
Это все написано о Плесе, ма-
леньком городке на Волге, но точно
так же это могло быть сказано и о
каком-то другом месте, где когда-то
работал над своими произведения-
ми Левитан. Но сделать это можно
только тогда, когда точно знаешь,
что именно здесь была написана та
или иная его картина. А если этого
не знаешь? Ведь сколько красивей-
ших мест в России, запечатленных
на полотнах художников, так и
остались без указания места, с
которых они писались. Об этом не
всегда говорит даже само название
картины. Обычно художник берет за
основу сюжет реальной местности, а
вся дальнейшая работа выполнялась
уже в мастерской, и место нахож-
дения первоначального замысла
полотна отходит на второй план
и уже не имеет принципиального
значения.
Может быть, кому-то эти мои
рассуждения могут показаться
странными. Какая, казалось бы,
разница, где именно художник
нашел тот или иной сюжет своей
картины, ведь люди, рассматривая
ее, в первую очередь любуются
красотой произведения и особенно
не задумываются о том, где именно
находится то место, которое изобра-
жено на картине, если, конечно, это
не всеми узнаваемый объект. Но не
будем забегать вперед.
Как-то просматривая альбом с
репродукциями картин И. Левита-
на, мое внимание привлекла одна
9
История Петербурга. № 6 (58)/2010
предыдущая страница 8 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн следующая страница 10 История Петербурга №58 (2010) читать онлайн Домой Выключить/включить текст