П
.
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
1 0
подобия готических крестоцветов.
Декор дома Алюшинского заставля-
ет вспомнить подобную скульптуру,
примененную в упоминавшемся
ранее Городском доме, строитель-
ство которого завершилось к началу
1907 года.
В 1909 году Светлицкий, оче-
видно к тому времени приобретший
определенный профессиональный
авторитет, получил сразу два круп-
ных заказа на проектирование до-
ходных домов на бурно застраивав-
шейся в тот период Петербургской
стороне. Заказчиком в обоих слу-
чаях выступал строительный под-
рядчик Ф. М. Рыбин. Разрешения
на постройку были получены летом
1909 года, а к осени 1910 года построй-
ка обоих зданий была завершена13.
Художественное решение одновре-
менно созданных домов совершенно
различно и не вполне соответствует
утвержденным чертежам.
Для возведения дома на Пор-
ховской ул. (современный адрес -
Чкаловский пр., 5 / Пионерская
ул., 35 / Малая Разночинная ул.,
24) Рыбин купил два дворовых
места. Образовался довольно узкий
участок неправильной формы и
большой протяженности, выходив-
ший на три улицы. Мысовое рас-
положение здания, составленного
из двух угловых домов - в четыре и
шесть этажей, - требовало создания
трех лицевых фасадов. Фасадная
плоскость четырехэтажного, за-
вершенного мансардой дома, вы-
ходящего на Малую Разночинную
ул., оживлена слабо выступающими
эркерами. Стены прорезаны окнами
только прямоугольной формы. В
этой части строения роль акцента
берет на себя видная издалека ото-
двинутая от угла четырехгранная
башенка, вырастающая над ше-
стиэтажным домом. Узкие окна и
высокая, сложной формы кровля
придают башенке романтический
вид, напоминая о замковом зодче-
стве. Эта эффектная композиция,
придавшая дому активный силуэт,
не была предусмотрена проектом и
родилась в ходе строительства.
Наиболее протяженный фасад
дома, выходящий на Чкаловский
пр., для преодоления ощущения мо-
нотонности разделен на несколько
композиционных узлов, у каждого
из которых свой акцент.
Двигаясь от башни, зритель
видит симметричную композицию,
в которой архитектор применил
узкие шестигранные окна и окна со
стрельчатым завершением (в про-
екте все окна задуманы прямоуголь-
ной формы). В ходе строительных
работ было решено эту часть фасада
завершить щипцом, прорезанным
тремя узкими окнами. За окнами
словно скрывается загадочная пти-
ца, концы крыльев которой четко
прорисованы на фасаде.
Следующий узел представ-
ляет собой примкнувшие друг к
другу эркеры, образующие также
уравновешенную симметричную
композицию. Центральный эркер,
завершенный срезанным полуфрон-
тоном, скрывает за собой лестнич-
ную клетку, на что указывает ритм
размещения окон. В проектных
чертежах венчание предложено в
виде аттика, прорезанного полуцир-
кульным окном. На фоне оконного
проема должна была контрастно
выделяться размещенная в профиль
фигура крылатого сфинкса.
Значительные изменения по
сравнению с утвержденным про-
• а*“ Й
з V
V
й -
їіввиаіТе'ИавнМзадгїдз
в ев в ж зз зв.зи а я ш
и з зд; едз
Чкаловский пр., д. 5. Фасад и план
Чкаловский пр., д. 5
ектом претерпела и соседняя часть
фасада. Осуществленный в натуре
вариант намного экспрессивнее про-
ектного. Появился гладкий щипец
с асимметрично расположенным
эркером, который перетекает на
соседний узкий фасад, выходящий
на Пионерскую ул., «прорастая»
здесь балконом. Эта угловая часть
наиболее близка исканиям север-
ного модерна. Врезанный в угол
дома башнеобразный эркер, щипцы
соседних фасадов, балкон - все это
стянуто в один объемно-пласти-
ческий узел. О северном модерне
повествует и характерный для этого
архитектурного направления декор:
взбирающаяся по стене ящери-
ца, плавающие среди водорослей
рыбы. Из-под черепичной крыши
башенки-эркера выглядывают мор-
дочки то ли собак, то ли волков.
Такие же звери высовываются из
стены над окнами второго этажа
на фасадах, смотрящих на Малую
Разночинную ул. и Чкаловский пр.
«Северные» мотивы лишь слегка
оттеняются тонкой «южной» по-
лосой греческого меандра, обви-
вающего угловой эркер. (Интерес-
но, что вскоре после завершения
строительства в 16-й квартире этого
дома некоторое время жил автор -
П. П. Светлицкий14.)
Иначе решен фасад другого
дома Рыбина на Широкой ул. (со-
временный адрес - ул. Ленина, 19).
Участок прямоугольной формы был
удобен для застройки, что упрощало
задачу архитектора, спроектиро-
вавшего шестиэтажный дом с сим-
метричными планом и фасадом. И
вновь фасад изменен по сравнению
с проектным предложением. Центр
осуществленной в натуре фасад-
ной композиции, ограниченный
эркерами, вогнут. Венчающая и
стягивающая эркеры разомкнутая
полуциркульная колоннада от-
сылает зрителя то ли к барокко, то
ли к классицизму. Полуциркуль-
ное окно придает центру фасада
сходство с экседрой. Об античной
архитектуре напоминает лепка:
греческий меандр, розетки, гир-
лянды, амфоры. В архитектурной
композиции интересна роль баре-
льефов, размещенных под эркерами.
Молодые кентавры согнули колени
и напряженно оперлись на дубины,
словно пытаясь удержать непо-
сильный для них вес трехэтажного
эркера. Слитность декора со стеной,
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 9 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 11 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст