П
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
Ленина, д. 19. Фасад
расположение рельефов в точках
наибольшего напряжения конструк-
ций - характерный признак модерна.
Центральная ордерная композиция,
оживляя фасадную композицию,
не определяет масштабный строй
здания. Дробно расчлененную пло-
скость фасада объединяют скорее
ритмично расположенные трехэтаж-
ные эркеры - «ордер эклектической
архитектуры»15.
В январе 1911 года в Петербурге
состоялся IV съезд русских зодчих,
и Светлицкий принял участие в
его работе16. В марте того же года
в Академии художеств открылась
Историческая выставка архитекту-
ры. Прочитанные на съезде доклады,
посвященные как истории класси-
цизма, так и применению класси-
цистических идей в строительной
практике начала ХХ века, дополня-
лись представленными на выставке
документальными материалами,
относящимися к архитектуре рус-
ского классицизма. Эти события сы-
грали важную роль в превращении
неоклассицизма в господствующее
направление в русской архитекту-
ре17. Искания в русле неоклассики
отчетливо проявились в творчестве
Светлицкого, когда он приступил к
Гаванская ул., д. 30
проектированию и строительству
шестиэтажного дома, современный
адрес которого - Гаванская ул., 30.
Весной 1911 года проект доходного
дома для купца И. И. Гиршови-
ча составил его брат, архитектор
Б. И. Гиршович18. Вероятно, со-
стояние здоровья не позволило
архитектору Гиршовичу приступить
к строительству: в июле 1911 года он
умер после тяжелой болезни19. Дело
продолжил Светлицкий, работав-
ший ранее помощником Гиршовича
при перестройке дома на Невском
пр., 44 для Сибирского торгового
банка20 (работы велись в 1907-1910
годах). О том, что Светлицкий
был хорошо знаком архитектору
Гиршовичу, говорит, среди про-
чего, следующее обстоятельство. В
1909 году Б. И. Гиршович вместе с
А. Л. Лишневским рекомендовал
Светлицкого в действительные
члены Петербургского общества
архитекторов21.
Павел Петрович Светлицкий
В августе 1911 года утверди-
ли новый проект, что позволило
приступить к строительству дома
на Гаванской. Было изменено по-
ложение проезда и оформление
единственного лицевого фасада.
В первоначальном варианте пред-
лагалось обработать завершенную
высоким щипцом центральную
часть фасада в характере северного
модерна - с мелкой расстекловкой
1 1
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 10 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 12 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст