П
.
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
1 2
полуциркульного окна, над которым
предполагалось разместить фигуры
сов. Новый, осуществленный вари-
ант отсылает к неоклассическому
направлению. Последний, шестой,
этаж выполнен в виде своего рода
колоннады, акцентированной в
центре полуфронтоном с крупным
замковым камнем над ложным
арочным завершением22. Некоторую
схематичность композиции придает
то обстоятельство, что колонны ли-
шены баз и капителей. Венчающий
этаж дома на Гаванской напоминает
композицию строившегося в эти же
годы архитектором И. А. Фоминым
особняка Половцова на Каменном
острове, вскоре приобретшего из-
вестность как пример использо-
вания классической традиции в
современном строительстве23. В то
же время мягкая пластика слабо
выступающего из фасадной стены
эркера, повторяющиеся мотивы из
трех узких окон, а также отделка
второго этажа природным кам-
нем - каменные вставки динамично
прорываются и на верхние этажи
дома на Гаванской, разрушая гори-
зонтальные линии окон, - все это
напоминает о северном модерне.
Рассмотренные постройки под-
тверждают тезис о том, что именно
в 1909-1911 годах в петербургском
строительстве происходило реши-
тельное оттеснение модерна мощ-
ным неоклассическим течением.
Многие здания, проектировавшиеся
в приемах модерна, были закончены
уже в классицистическом оформ-
лении. Широкое распростране-
ние получил в эти годы вариант
неоклассицизма, пограничный с
модерном. В то же время в период
господства неоклассики возводи-
лись постройки, отмеченные печа-
тью эклектики24.
Неоклассицизм стал результа-
том широкого ретроспективного
движения начала ХХ века, стре-
мившегося к «воссозданию духа и
логики стилей прошлого»25. Одним
из таких стилей было русское барок-
ко. К началу 1912 года в Петербурге
завершилось возведение Училищ-
ного дома имени Петра Великого,
облик которого навеян образцами
петровского и елизаветинского
барокко. В августе 1912 года Свет-
лицкий приступил к строительству
доходного дома, современный адрес
которого: 7-я Советская ул., 21 /
Красноборский пер., 1126. В облике
этого здания явственно различают-
ся барочные мотивы. При этом в
планировке дома отчетливо просле-
живаются разработанные в период
модерна нововведения. Выходящий
на красную линию угловой дом под
прямым углом сопрягается с ото-
двинутым в глубину участка дво-
ровым флигелем. Тем самым обра-
зуется открытый двор, отделенный
от улицы невысокой металлической
оградой, укрепленной на каменных
столбах. Стремление к рациональ-
ному использованию небольшого
участка подсказало идею устройства
подвала под поверхностью двора.
Открытые дворы вернулись в пе-
тербургскую архитектуру, как уже
упоминалось, в период расцвета
модерна. Контрастное сочетание
эркеров с выгнутыми и вогнутыми
стенками придает фасадам экспрес-
сивную пластику, отсылая зрителя
к барочным образцам. Угловой
эркер завершается полуротондой,
увенчанной куполом сложных очер-
таний, поставленным на барабан.
Это придает эркеру образ башни.
Первые два этажа покрыты доща-
тым рустом. Верхние этажи объеди-
нены своего рода рустованными
пилястрами, напоминающими по-
добные элементы, применявшиеся
в архитектуре петровского барокко.
По горизонтали фасады стянуты
широкими тягами, соединяющими
балконы. Стены обогащены ха-
рактерными для зрелого барокко
лепными композициями, самая за-
метная из которых размещена над
входом: путти в напряженных позах
с усилием поддерживают тяжелый
картуш. Фасады открытого вну-
треннего двора обработаны более
скромно. Интересно, что и здесь
облик дома претерпел некоторые из-
менения по сравнению с проектом.
Утвержденные чертежи донесли до
нас романтический облик углового
эркера, двухъярусное шлемовидное
венчание которого скорее отсылает
к идеям северного модерна. Но здесь
же соседний с эркером щипец напо-
минает барочное обрамление окон
дворца Петра II27.
Свободу для творческих поис-
ков в атмосфере острой и противо-
речивой борьбы архитектурных
идей предоставляли архитектурные
конкурсы, приобретшие особую
популярность в начале ХХ века.
Еще в период обучения в Высшем
художественном училище при
7-я Советская ул., д. 21
7-я Советская ул., д. 21.
Деталь фасада
Академии художеств Светлицкий
стал участвовать в архитектурных
конкурсах. Так поступали и другие
студенты, стремившиеся, с одной
стороны, к художественному раз-
витию, а с другой - к дополни-
тельному заработку: за призовые
места в конкурсах выплачивали
высокие премии. В марте 1905
года Светлицкий в соавторстве со
студентом Академии художеств
А. Л. Берлиным, обучающимся
также в мастерской профессора По-
меранцева28, участвовал в конкурсе
на проект дома Э. Л. Петерсена (со-
временный адрес - Лиговский пр.,
125 / Рязанский пер., 2; в 1905-190б
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 11 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 13 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст