П .
е т е р б у р ж ц ы и п е т е р б у р ж е н к и
годах дом на этом участке построил
А. Л. Лишневский29). Проект под
девизом «Аккорд» принес соуче-
никам вторую премию. Комиссия
судей признала высокое качество
планировочного решения: «При-
ем удобоисполнимый и в смысле
эксплуатации места представляет
одно из лучших решений». При этом
художественные достоинства не
вызвали такой же высокой оценки:
«Фасад без достоинств, однообразен
и мало интересен». Конкурсы также
давали возможность начинающим
архитекторам заявить о себе, за-
вязать полезные знакомства. Так,
одним из членов комиссии судей
был архитектор Лишневский30, с ко-
торым впоследствии сотрудничали
и Светлицкий, и Берлин.
Подчас, стремясь увеличить
свои шансы на победу, участники
конкурсов представляли несколь-
ко проектов, но этот путь нередко
сказывался на качестве. Летом
1906 года студенты Светлицкий и
Д. М. Иофан представили сразу два
проекта здания для женской гимна-
зии в г. Либаве. Один из проектов
был премирован. Относительно
второго, рекомендованного к при-
обретению, комиссия признала, что
план вполне удовлетворителен, но
«по разработке планы весьма сыры».
Недостатки эти, по мнению судей,
«являются, очевидно, последствием
скороспелости работы. Такая же
небрежность и некоторая дикость
усматривается в фасадах»31.
Несомненной удачей была воз-
можность построить здание по
премированному проекту. Этот же
тандем - Светлицкий и Иофан -
победил в конкурсе проектов зда-
ния Второй женской гимназии в
Екатеринбурге, проводившемся в
1908-1909 годах. В 1913 году, по-
сле бюрократических проволочек,
строительство здания гимназии
было завершено32.
Выступая то в соавторстве
с коллегами, то самостоятельно,
Светлицкий осваивал при работе
над конкурсными проектами раз-
личные архитектурные направ-
ления. Он предлагал варианты
«неорусского стиля» - в проектах
здания губернской земской упра-
вы в Чернигове, народного дома в
Ростове-на-Дону33; неоклассике - в
проектах здания центральных уста-
новлений Министерства торговли и
промышленности в Петербурге и ку-
рортной гостиницы в Ессентуках34.
В проекте театра для Саратова Свет-
лицкий предложил фасад «романо-
русского характера»35. Разрабо-
танный совместно с художником-
архитектором С. Я. Турковским
проект контрактового дома в Киеве
удостоился следующей оценки
комиссии судей: «Единственный
проект, попытавшийся во внешно-
сти постройки связать ее с местом
нахождения ее по стилю, носящему
несколько родственный облик с
постройками Украины и южной
Галиции»36.
Получив первую премию за
проект училищного дома имени
М. М. Стасюлевича, который пред-
полагалось возвести на Большом пр.
Васильевского острова, Светлицкий
в 1915 году заключил с городским
руководством соглашение о пере-
даче ему дальнейшей разработки
проекта и постройки училищного
дома37. Но продолжавшаяся миро-
вая война вносила свои коррективы
в творческую жизнь: проект остался
неосуществленным. В 1914 году
Светлицкий, вероятно, разработал
проект постройки Петроградской
барачной больницы Всероссий-
ского союза городов для больных
и раненых воинов, которая была
построена «в лучшей части Лесного
“Сосновке” <.
..> на территории, по-
крытой сосновым лесом» (участок,
где стояли бараки, находится на
пересечении современных улиц
Жака Дюкло и Курчатова). Строи-
тельство началось в октябре 1914
года и завершилось к началу марта
1915 года38.
Частное строительство в сто-
лице, несмотря на дороговизну
материалов и трудности с наймом
рабочих, не было окончательно
остановлено войной. В мае 1915
года Светлицкий разработал проект
«железобетонного двухсветного зда-
ния для большого кинематографа с
эстрадой»39. Кинематограф «Урал»
был построен (современный адрес
участка - Большой Сампсониев-
ский пр., 47 / ул. Смолячкова, 11), но
до наших дней не сохранился.
6
марта 1917 года Светлицкий,
наряду с другими архитекторами,
получил благодарность комиссии по
устройству братской могилы жертв
революции на Марсовом поле «за
успешно выполненную задачу по
оказанию художественной и техни-
ческой помощи в деле погребения»
(вероятно, руководил коллективом
зодчих А. Л. Лишневский, так-
же получивший благодарность
комиссии)40.
С 1920 по 1955 год П. П. Свет-
лицкий, с небольшими переры-
вами, связанными в том числе и с
эвакуацией из Ленинграда в 1942
году (в эвакуации он был началь-
ником «деревоотделочного цеха»
Западно-Сибирского речного паро-
ходства в Алтайском крае), работал
архитектором в Северо-Западном
речном пароходстве. Среди его
работ - построенная в 1925 году
товарно-пассажирская пристань
на Неве у Большеохтинского мо-
ста. Архитектурный облик не до-
шедшего до наших дней строения
напоминал о русском барокко: на
многогранном барабане - колоколо-
видный двухъярусный купол; углы
были обработаны рустованными
лопатками. Также в этот период
по проектам Светлицкого и под
его руководством были построены:
радиостанция на Пермской ул. в
Ленинграде (1924), клуб водников
в Свирице (1937-1939), литейный
цех в судоремонтных мастерских
Шлиссельбурга и контора грузчи-
ков на берегу Невы (1940), водный
вокзал на р. Волхов в Новгороде
у Кремля (1952-1955) и др.41 Не
оставлял Светлицкий и конкурс-
ного проектирования. В 1951 году
совместно с сыном, архитектором
С. П. Светлицким, Светлицкий
создал проект пристаней «Большой
Волги»42.
Блокада оставила в Ленинграде
огромные разрушения, и масштаб-
ные восстановительные работы
потребовали квалифицированных
специалистов. В 1945-1947 годах
Светлицкий работал в Ленакадем-
стройпроекте и занимался, наряду
с другими архитекторами, возрож-
дением Пулковской обсерватории.
В качестве помощника архитектора
А. В. Щусева Светлицкий разра-
ботал архитектурное оформление
десяти павильонов для астроно-
мических приборов43. Классици-
стическое оформление постро-
енной А. П. Брюлловым в 1830-х
годах обсерватории подсказало
облик новых сооружений. Так,
греческий портик главного здания
обсерватории воспроизведен Свет-
лицким в несколько измененном
виде при строительстве павильона
26-дюймового рефрактора.
1 3
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 12 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 14 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст