С
т р о и т е л ь с т в о и а р х и т е к т у р а
(в советское время это проспект
Маклина) от набережной Мойки
до канала Грибоедова, ограничим
нашу прогулку этим отрезком дли-
ной около километра, и мы сможем
увидеть здания самых разных ар-
хитектурных стилей. Мне дороги
фамилии зодчих, построивших эти
здания: Павлов, Грубе, Головков,
Иогансен, Бернардацци, Люце-
дарский, Мельцер, Ковшаров,
Синявер, Мусселиус, Замараев,
Хржостовский, Бруни, Высоцкий,
Цим, Мульханов. Конечно, это ар-
хитекторы «второго плана», и куда
уж им тягаться со знаменитыми
нашими гениями, чьи имена по-
стоянно на слуху. Но все же и они
внесли заметный вклад в создание
неповторимых черт облика старого
района Петербурга, называвшегося
когда-то Коломной.
Однако вернемся к «Дому-
Сказке» и расскажем его историю.
До 1905 года довольно обшир-
ным участком на углу Офицерской
улицы и Английского проспекта
владела вдова-полковница Мария
Ивановна Маслова. Ей принад-
лежал четырехэтажный жилой до-
ходный дом постройки середины
XIX века. В этом доме в 1881-1882
годах в квартире своей кузины
Амалии Литке некоторое время жил
П. И. Чайковский. После смерти
М. И. Масловой участок с домом у
дочери Масловой приобрел в 1905
году золотопромышленник и глас-
ный городской думы Петр Ивано-
вич Кольцов. Новый владелец рас-
чистил участок от старых построек
и заказал проект дома архитектору
Департамента народного просве-
щения, преподавателю Высших
архитектурных курсов Аркадию
Аркадьевичу Бернардацци (некото-
рые источники почему-то именуют
этого человека Александром Алек-
сандровичем). Кстати, неподалеку
уже находился дом постройки этого
архитектора (на Английском про-
спекте, 27, на углу улицы Союза
Печатников). Возможно, этим со-
седством и объясняется обращение
П. И. Кольцова к А. А. Бернардац-
ци: деловой человек весьма ценил
свое время и не считал возможным
растрачивать его на поиски других
зодчих. Отметим попутно, что в до-
ходном доме 27 в 1906-1910 годы, в
кв. 7 проживала знаменитая русская
актриса В. Ф. Комиссаржевская,
а в 1908-1940 годы в кв. 19 жил и
скончался русский ученый-океанолог
Ю. М. Шокальский. Здесь также одно
время находилась и гимназия.
Итак, новый дом, построенный
А. А. Бернардацци уже к 1909 году,
поражал воображение смешением
разных архитектурных стилей
(эклектики, псевдорусского, скан-
динавского модерна), своеобразием
деталей и броской красотой: окна и
балконы были причудливой формы,
стены первых двух этажей отделаны
природным камнем, стены следую-
щих этажей представляли собой яр-
кую красно-кирпичную кладку, от-
деланную поверху огромными майо-
ликовыми панно, выполненными
по рисункам художника М. А. Вру-
беля. На угловом фасаде скульптор
К. К. Рауш фон Траубенберг по-
местил высеченную из камня ми-
фическую птицу Феникс. На своих
крыльях она словно поддерживает
угловой эркер дома. Здание венчает
высокая угловая башня в форме
пирамиды.
Старый Петербург изобиловал
оригинальными постройками, но
этот вновь возведенный дом стал
на самом деле уникальным и в
народе получил название «Дом-
Сказка». Еще дом был известен как
«дом Кольцова» - по фамилии его
владельца. Однако существовала
версия, по которой владельцем дома
через подставное лицо был Гри-
горий Распутин. Об этом сказано
в мемуарах французского посла в
России Мориса Палеолога.
Близость Мариинского теа-
тра определила и состав первых
жильцов этого дома. Ими были
театральные работники, артисты,
музыканты. Здесь проживала вели-
кая русская балерина Анна Павлова,
почему петербуржцы и называли
этот дом как «Дом Анны Павловой».
В роскошной квартире балерины
был оборудован репетиционный
зал с кафельной печью, расписан-
ной ампирными венками, с фризом
танцующих нимф под высоким по-
толком. В этом зале балетмейстер
М. М. Фокин и поставил для Пав-
ловой танец «умирающего лебедя».
Пианистом-аккомпаниатором на ре-
петициях был будущий выдающий-
ся дирижер Евгений Мравинский.
Жили также здесь поэт Самуил
Маршак, композитор Майкапар,
певица и профессор консерватории
Е. А. Бронская. Одну из квартир
занимал создатель отечественной
арабистики академик И. Ю. Крач-
ковкий. В 1930 году в доме поселил-
ся скульптор М. Г. Манизер.
В блокадную зиму 1941-1942
годов в дом попало несколько за-
жигательных бомб, начался пожар.
Несколько дней обессиленные от
голода жители вместе с пожарны-
ми боролись с огнем, протягивая
шланги к проруби во льду соседней
речки Пряжки. Удалось отстоять от
огня лишь дворовую часть жилого
здания. Вспоминаю, каким я увидел
«Дом-Сказку» после возвращения
из эвакуации. Наружные его стены
с пустыми глазницами окон возвы-
шались подобно роскошным теа-
тральным декорациям к спектаклю
со сказочным сюжетом. Это было
величественное и мрачное зрелище.
Было ясно, что дом в своем прежнем
виде восстановлению не подлежит,
и вскоре его начали методично раз-
рушать. Сначала были убраны все
оставшиеся «внутренности» дома:
балки перекрытий, лестничные
клетки и шахты лифтов, промежу-
точные перегородки и стены. Нако-
нец приступили к сносу наружных
фасадов здания. Мы, жители сосед-
них домов, были свидетелями этого
впечатляющего, почти театрального
действа. Происходило все так: в
подъездах дома напротив были уста-
новлены мощные лебедки; концы
тросов завели за оконнные проемы
«Дома-Сказки»; затем усилиями
многих людей лебедки были приве-
дены в действие, тросы натянулись
до предела, и вдруг вся громада фа-
садной стены покачнулась, словно
легкая ширма, и в следующий мо-
мент рухнула, взметнув гигантское
облако розовой пыли.
Только в 1953 году на месте
«Дома-Сказки» возвели шестиэтаж-
ный дом «сталинской» архитектуры.
Это строгое архитектурное решение
восстановленного дома уже ничем
не напоминало сказочную компози-
цию бывшего петербургского чуда.
2 0
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 19 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 21 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст