у ш а П е т е р б у р г а
И. В. Тревер.
1910 г.
И. В. Тревер.
1915 г.
ванной на античной идее дружбы и
ее роли в жизни и общении людей.
А искусство Айседоры Дункан и ее
новаторские идеи, которые олице-
творяли античный идеал гармони-
ческого развития человека и его
самовыражения в искусстве дви-
жения (пластики, отсюда, еще одно
определение ее танца, как пластиче-
ский), доступного человеку любого
возраста и способностей, сподвигло
их на самостоятельную творческую
деятельность. Николай Павлович
Анциферов в своих мемуарах «Из
дум о былом» писал: «Увлеченные
Айседорой Дункан, они в танцах
оживляли известные античные
статуи. <.
..> Гептахор жил общей
жизнью. Это была маленькая ком-
муна амазонок науки и искусства».
С годами студия «Гептахор» стала
ярким явлением отечественной
культуры.
В начале ХХ века после га-
стролей знаменитой американской
танцовщицы Айседоры Дункан в
России многие юные жительницы
Петербурга, Москвы и других горо-
дов стали увлекаться «свободным
движением», «свободными танцами
в духе Дункан». «Гептахорки» не
стали подражать танцам Дункан,
которая и сама не любила таких
подражательниц. «Они пошли по
наиболее трудному пути, попы-
тались открыть тайну искусства
Айседоры, удивительного слияния
музыки и движения в высокий ху-
дожественный образ. Им удалось
это сделать». Опираясь на ее идеи,
они разработали свой метод, на-
званный музыкальным движением.
Музыкальное движение - метод,
выходящий за рамки узкой задачи
обучения танцу, метод целостного
музыкально-эстетического воспита-
ния личности, метод художественно-
творческой работы*.
В 1914 году «Гептахор» по прось-
бе Айседоры Дункан помогал ей в
поисках одаренных русских детей
для ее парижской школы. В декабре
того же года у них появились первые
ученицы, и с этого момента творче-
ство и педагогика в музыкальном
движении стали неразделимы.
Ни Первая мировая война, ни
Октябрьская революция не оста-
новили творческой деятельности
«Гептахора». К 1923 году «Гептахор»
превратился в «солидное, довольно
известное в Петрограде учрежде-
ние» - «частную студию музыкаль-
ного движения на самоснабжении
при отделе профобразования». «Имя
этой студии уже мелькало на афишах,
у нее была своя публика, печатались
рецензии в газетах и журналах. ».
Д. Д. Шостакович подарил «Геп-
тахору» автограф своей «Песни о
встречном», послужившей мате-
риалом для одной из танцевальных
постановок, снабдив его дарствен-
ной надписью: «Студии “Гептахор”
А. Дункан.
Портрет, подаренный Айседорой
коллективу «Гептахор».
1913 г.
на память о первой совместной
работе». В 1927 году коллектив
«Гептахор» стал Государственной
студией музыкального движения.
К 1930 году занятиями музыкаль-
ным движением было охвачено свы-
ше трех тысяч человек: дошкольни-
ков, школьников, пионервожатых,
педагогов.
С 1919 по 1923 год занятия по
музыкальному движению велись
и в советской школе № 222. Систе-
матически проводились семинары
в домах пионеров, клубах, театре
рабочей молодежи, Институте фи-
зической культуры им. Лесгафта.
Также велась работа в Ленинград-
ской области, Киеве, Самаре, Орле.
В 1934 году студия «Гептахор» была
закрыта без объяснения причин.
Сегодня мы знаем, что и студию
«Гептахор», и многие другие студии
«свободного» пластического танца,
которые следовали идеям А. Дун-
кан, закрыли по идеологическим
причинам. А. Дункан была амери-
канкой, ее искусство было призна-
но «буржуазным», «западным», а
«преклонение перед Западом» стало
осуждаться властями, и все «не
наше» подверглось уничтожению.
Но метод музыкального движе-
ния, созданный «Гептахором», вы-
жил. Было разрешено использовать
метод в дошкольном и школьном
* [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecodance.narod.ru
2 5
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 24 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 26 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст