е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
И . В. Зимин
В 2004 году в Петергофском
музее-заповеднике была открыта
выставка императорских велосипе-
дов. В экспозиции музея представ-
лено 12 раритетных велосипедов,
в числе которых есть и «маши-
ны», принадлежавшие последним
трем императорам: Александру II,
Александру III и Николаю II. Экс-
позиция музея вызывает самый
живой интерес, поскольку все мы
в разные годы на разной «технике»
отдали дань этому увлечению. Да
и «велосипедная история» импе-
раторских резиденций также не-
безынтересна.
..
Первые рабочие конструкции
велосипедов или, как их называли
в России, самокатов, появились
еще в первой половине XVII века в
Италии. Однако вплоть до второй
половины XIX века они не были
широко распространены. В России
в императорских дворцах первая
модель велосипеда появилась в
1867 году, когда Александр II воз-
вратился из Парижа, где, в числе
прочего, знакомился с экспонатами
Всемирной промышленной выстав-
ки. Видимо, там его заинтересовала
модель велосипеда под названием
«Костотряс», которая и была им
приобретена. Эта «конструкция»
появилась во Франции в начале
1850-х годов.
У этого велосипеда были дере-
вянные обтянутые металлом колеса
с деревянными спицами, он был
очень тяжел, но при этом уже имел
некоторые детали, которыми обла-
дают и самые современные модели.
Конечно, для 50-летнего царя эта
была только забавная игрушка, и
в лучшем случае он проехался на
этом неуклюжем велосипеде пару
раз. Однако на этом велосипеде
наверняка упражнялись старшие
сыновья царя, в числе которых был
и будущий Александр III. Однако,
так или иначе, с этой модели вело-
сипеда Романовы начали не только
отслеживать усовершенствования в
велосипедной технике, но и приоб-
ретать все более и более совершен-
ные модели.
Надо заметить, что подрастаю-
щие великие князья в своих развле-
чениях всегда охотно использовали
различные технические новинки,
которые только-только появля-
лись в магазинах. К числу таких
новинок относились и велосипеды.
Вероятно, первыми «настоящими»
велосипедистами в император-
ской семье стали младшие сыновья
Александра II великие князья Сергей
и Павел Александровичи.
Говоря о велосипедах 1870-х
годов надо иметь в виду, что они
еще не имели пневматических шин,
и для катания на них необходима
была ровная трасса и определен-
ный навык. Навык нарабатывался
опытом, а трассой с ровным покры-
тием стали драгоценные паркеты
Зимнего дворца. Первые опыты
велосипедной езды по дворцовым
залам Зимнего дворца зафиксиро-
ваны в декабре 1876 года. Видимо,
велосипеды были только-только
приобретены, а ждать наступления
лета не хватало терпения. 9 декабря
1876 года, когда на улице стоял
25-градусный мороз, состоялся пер-
вый велосипедный заезд по залам Зим-
него дворца. Катались младшие сыно-
вья Александра II: 19-летний Сергей
и 16-летний Павел. В этом «историче-
ском заезде» участвовали велосипеды
разных конструкций, по крайней
мере, Сергей уточняет в дневнике,
что он катался «на четырехколес-
ном» и молодые люди очень за-
бавлялись, - «мы прокатывались
повсюду, даже перед караулом.
..»1
Можно только представить себе ре-
акцию дворцовых смотрителей, ког-
да сыновья Александра II «гоняли»
по залам Зимнего дворца, перепол-
ненным драгоценными предметами,
да и колеса у велосипедов были из
цельной резины и грохотали неми-
лосердно. Тем не менее, перечить им
никто не мог, и такие заезды позже
повторялись неоднократно. Так,
несколько позже великий князь
Сергей Александрович записал в
дневнике: «Гоняли на велосипедах
по залам, право, забавляет меня это,
уморительно»2. Эти велосипеды
были довольно близки по конструк-
ции к современным, поскольку к
тому времени был запатентован
Велосипед «Костотряс». Конструктор Пьер Мишо.
1853 г. Франция. Петергоф. Музей императорских велосипедов
3
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 2 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 4 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст