П
,р и го р о д ы
Волею судьбы Казак-камень оказался связан памятью двух войн -
Северной и Великой Отечественной
точкой для наблюдения за крепо-
стью противника. Но могли ли со
шведских позиций заметить одино-
кую фигуру царя и начать обстрел?
Ответ на этот вопрос нам дает тот
же Юст-Юль. Он отмечает, что 23
мая под Выборгом была прекрасная
видимость. «Пока длилось пере-
мирие, - писал датский посол, - на
большой городской башне, называе-
мой Герман, стоял один человек; но
когда я приставил к глазу длинную
подзорную трубу, чтоб получше
его рассмотреть, он стремительно
бросился вниз, вообразив, что я при-
ложился в него из ружья»4.
Таким образом, противники
вели пристальное наблюдение друг
за другом, и даже за одиночными
фигурами.
.. К сожалению, Юст-Юль
ничего не упоминает о том, что рус-
ский царь подвергался опасности.
Однако посол сопровождал царя
на берегу только 23 мая. Интере-
сующий нас день, 24 мая, Юст-Юль
провел на борту судна, где ему лишь
стало известно, что Петр собирает-
ся осмотреть крепость со стороны
суши. Подробности этой царской
«вылазки» на финский берег, види-
мо, до посла не дошли.
Не стоит отрицать достоверность
старого выборгского предания о Пе-
тре и Казаке-камне. По всей видимо-
сти, царь действительно поднимался
на вершину глыбы для наблюдения за
противником, и его высокая фигура
была обстреляна со шведской крепо-
сти (по одной версии - пулями, по
другой - ядрами). Возможно, кто-то
из казаков вовремя «осадил» Петра.
Опасно, мол, государь, стоять под
шведскими пулями, вытянувшись
во фрунт. И пошла отсюда легенда о
Казаке-камне и о самоотверженном
спасении царя. Только позднее леген-
да обросла новыми подробностями:
народная молва «сгубила» безвест-
ного казака.
Любопытно, что казаки дей-
ствительно принимали участие в
Выборгской операции 1710 года.
Источники упоминают о донских
казаках, которые состояли в кор-
пусе адмирала Апраксина. Судя по
документам, лихие бойцы с Дона
использовались в качестве развед-
чиков, а также охраняли обозы с
продовольствием.
.С о временем Казак-камень
стал неким мемориалом, связанным
с именем великого русского царя.
Так, в литературе XIX века упоми-
налось, что многие, направлявшиеся
из Петербурга в Гельсингфорс, отда-
вали дань уважения этому истори-
ческому памятнику, «освященному
славным подвигом преданности и
самоотвержения». Один из путеше-
ственников в своем очерке «Нечто
из поездки в Финляндию в 1835
году» писал, что за Выборгом он
поднимался «на знаменитый Казак-
камень и с вершины его, освящен-
ной стопами Петра Великого, долго
любовался картиной города»5.
Подробное сообщение о Казак-
камне мы также находим в жур-
нале «Часовой» (1860 г.). В статье
«Каменистые исполины России»
неизвестный автор сообщал, что
дорога, которая ведет к легендарной
глыбе, отличается «оригинальной
живописностью». «К Казаку-камню
должно ехать мимо Выборгского
форштадта, оставляя его к Западу, -
писал путешественник. - По дороге
встречается несколько камней мень-
шаго размера, до того разсыпчатые,
что малейший удар раздробляет
их на части, сам же Казак-камень
лежит к Западу от обширнаго леса,
который до того чист, что слова, в
нем произнесенныя, повторяются
эхом очень отчетливо. Знаменитая
эта глыба уже близка к разруше-
нию, и в некоторых местах покрыта
темновато-серым мхом. Сбоку
Казак-камень имеет вид неправиль-
ной трапеции, а высокая сторона
его выдается вперед и несколько
отлога. В окружности камень имеет
11 сажень, ширина его 3 сажени, а
длина 5 сажень»6.
Автор также добавлял, что про-
стой выборгский люд устраивал на
Казак-камне свой праздник, кото-
рый он приурочивал к языческому
Иванову дню. Каждый год, в ночь
«на Ивана», на глыбу вкатывали смо-
ляную бочку и поджигали ее. Внизу
вокруг камня также раскладывались
костры, и толпы ликующего народа
пели разгульные песни. Следы этих
костров еще были заметны в XIX
веке на вершине камня, а с одной
стороны он был даже «значительно
облит смолою»7.
Не удивительно, что со временем,
легенда, связанная с именем Петра I,
совсем забылась. Внимание к Казак-
камню, расположенному ныне близ
поселка имени Калинина, проявля-
ют лишь финны: они прикрепили к
каменной глыбе мраморную доску с
нейтральной надписью на финском
и русском языках: «В память о же-
стоких сражениях. Павшим героям.
Июнь-август 1944 года».
1
Бычков А. Ф. Письма и Бумаги Петра Великого. Т. 10. С. 93.
2
Каменистые исполины России / / Часовой. 1860. СПб. С. 13.
3 Юст-Юль. Записки датского посланника в России при Петре Великом / / Лавры
Полтавы. М. 2001. С. 172.
4 Там же.
5 Албенский А. Нечто из поездки в Финляндию в 1835 году / / Сын Отечества. СПб.
1836. Ч. CLXXVП. С. 116.
6 Каменистые исполины России / / Часовой. 1860. СПб. С. 14.
7 Там же.
3 5
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 34 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 36 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст