П
,р и го р о д ы
4 2
Потомственный житель села Кобона Н
. С. Харьков
проводит экскурсию в музее «Дорога жизни»
пролегла через кобонские земли, сы-
грало особенную роль в дальнейшем
развитии деревенской жизни.
В самом начале XVIII столетия
новой столице Российской империи
постоянно требовались лесомате-
риалы, песок, строительный камень,
продовольствие, работные люди.
Необходимость «канавушки Ла-
дожской», как называли ее в народе,
была обусловлена опасным судоход-
ством на Ладожском озере. Из-за ча-
стых ладожских штормов, большого
количества мелей государственная
казна и судовладельцы терпели не-
малые убытки. «.
..Ладожское озеро
весьма часто от ветров в ужасное
приходит волнение, которое превос-
ходит, кажется, колебания большого
моря», - писал академик Николай
Озерецковский в 1785 году7.
Идея строительства обводного
канала принадлежала, как извест-
но, Петру Великому, торжественно
открывшему начало работ 22 мая/
2 июня 1719 года. Ладожский канал
длиной 104 версты связал внутрен-
ние земли России с Петербургом и
Балтикой. На протяжении 150 лет
он играл важнейшую роль в торго-
вых грузоперевозках.
18
апреля 1728 года в Кобоне
торжественно открыли шлюз для
выпуска судов из канала в Ладож-
ское озеро; укрепили берег от спол-
зания водоносных грунтов. Водный
путь по каналу от Новой Ладоги до
Кобоны начал действовать8.
Вдоль течения канала между
речкой Кобонкой и рекой Волхов
были устроены специальные водо-
хранилища - «резервы», которые
использовали для поддержания
достаточного уровня воды в канале
(на два метра выше уровня Ладоги)9.
Систему бейшлотов, резервов и
шлюзов предложил известный
инженер-фортификатор Бурхард
Христофор фон Миних. Именно
ему в 1723 году Петр I поручил
окончание строительства Ладож-
ского канала.
Еще со старинных времен было
известно, что каждые 7 лет вода
в Ладожском озере прибывает и
затем семь лет убывает. Академик
Н. Озерецковский, совершивший
путешествие по озерам Ладожско-
му, Онежскому и Ильменю в конце
XVIII века, писал об особенных
свойствах Ладоги и необходимости
системы ладожских каналов, свя-
завших Онегу и Ладогу безопас-
ными водными путями10. В своем
описании Ладожского канала он
упоминал о том, что на 44-й версте
в Кобоне был построен каменный
водоспуск о «двух арках»11.
К середине XIX века пропуск-
ная способность Староладожского
канала становится явно недоста-
точной. Канал обмелел, засорился,
а шлюзы не справлялись с поддер-
жанием достаточного уровня воды
для парового флота. В 1866 году
император Александр II на боль-
шом катере торжественно открыл
водный путь по новому Ладожско-
му каналу, получившему его имя.
Александровский канал построили
уже без каких-либо гидротехни-
ческих сооружений, как когда-то
и мечтал царь Петр. Вода в канале
поддерживалась за счет его глубины
и ширины12. Новоладожский канал
и по сей день остается судоходной
магистралью.
Каналы и гидротехнические
сооружения обслуживал и охранял
Ладожский канальный батальон.
Для военнослужащих батальона в
Кобоне построили двухэтажную
караулку. Необходимость такого во-
инского подразделения объяснялась
не только охраной водных путей,
но и тем, что в навигацию увеличи-
валось население Новоладожского
Кобона. Здание бывшего караульного помещения
Ладожского канального батальона
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 41 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 43 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст