П .
р и го р о д ы
и Шлиссельбургского уездов за
счет людей, сопровождавших суда
по бечевнику вдоль каналов. Сле-
довательно, требовались меры по
соблюдению порядка. А питейных
заведений вдоль каналов от Новой
Ладоги до Шлиссельбурга было
достаточно13. Здание караулки
сохранилось; сегодня там распола-
гается небольшая гостиница для
охотников и рыбаков14.
Тогда, в начале XVIII столе-
тия, этими землями владел глав-
ный строитель первого Петров-
ского канала генерал-лейтенант
Б. Х. фон Миних. В 1723 году по-
строили кобонский Путевой дворец
для царя Петра, осматривавшего
строительство Ладожского канала
осенью 1724 года. Петр I вместе
с Минихом проплыл на специ-
альном ботике по готовой части
канала (примерно - на 20 верст) от
Новой Ладоги до деревни Дубно и
обратно15.
В 1785 году, возвращаясь из
Вышнего Волочка, императрица
Екатерина II отобедала в Путевых
дворцах в Новой Ладоге, Кобоне и
Шлиссельбурге16. Но уже к началу
XIX века Путевой дворец в Кобоне
сильно обветшал. В 1846 году дво-
рец был разобран17. Этому предше-
ствовала работа комиссии Санкт-
Петербургской Казенной палаты
по осмотру подобных сооружений
в Новой Ладоге, Шлиссельбурге и
Кобоне в 1833 году. Комиссия со-
общает о том, что «дворец в Кобоне
о 12 покоях» находится в плохом
состоянии, из чего были сделаны
выводы о разборке этого дворца18.
С середины XVIII века село Ко-
бона относилось к Новоладожскому
уезду Санкт-Петербургской губер-
нии. Жители Кобоны и окрестных
деревень занимались рыболовством,
земледелием, деревообработкой,
лесным хозяйством, обслуживали
Мариинскую речную систему. В
Кобоне и окрестностях прожива-
ли «крестьяне, военные, купцы,
мещане и прочие обыватели», как
сообщают нам Клировые церковные
ведомости Новоладожского уезда19.
Дома на селе стояли вдоль каналов
и речки Кобоны, что объяснялось
значимостью водных пространств и
имело утилитарное значение. Каж-
дый дом - пристань, а его жильцы,
независимо от занятий и промысла,
имели лодку и выходили в Ладогу.
Так было всегда, со старинных вре-
мен. И до сих пор коренные кобонцы
садятся в лодку и отправляются за
чистой ладожской водой.
В 1843 году по Ладожскому
каналу прошло 29 971 судно, 8 866
плотов. Общий оборот грузов со-
ставил 47 766 рублей серебром20.
Возросшая интенсивность движе-
ния грузов по ладожским каналам
во второй половине XIX века ска-
зывалась на занятиях населения
ладожских сел и деревень, обслу-
живающих судоходство. Следует
учитывать тот фактор, что земле-
делие в этих краях не приносило
особых доходов. Н. М. Кутепов так
характеризовал эти территории:
«...суровость климата и неблагодар-
ная почва земли представляют вооб-
ще главные препятствия в наилуч-
шем развитии здесь земледелия»21.
Согласно материалам архив-
ного фонда «Строений Санкт-
Петербургской губернии до 1917 г.»
с 1796 года село Кобона с пустошами
принадлежало графине Екатерине
Алексеевне Мусиной-Пушкиной.
Екатерина Алексеевна, жена гра-
фа Алексея Ивановича Мусина-
Пушкина, была урожденной Вол-
конской. Она была рачительной
хозяйкой и уделяла внимание сво-
им имениям и хозяйству, во всем
любила порядок и учила тому же
своих детей. В семье графа и гра-
фини было три сына и пять доче-
рей. Собственно, именно графиня
занималась кобонскими делами.
Мусины-Пушкины владели ле-
сопильным заводом в Кобоне22. В
XIX веке вотчину Кобону с 399
душами крестьян унаследовал сын
Алексея Ивановича, генерал-майор
от кавалерии Иван Алексеевич
Мусин-Пушкин23, в доме которого в
Петербурге бывал А. С. Пушкин.
В середине XIX века земли в
Кобоне принадлежали статской
советнице княгине Александре
Ивановне Мещерской и ее сыну,
гвардейскому подпоручику князю
Василию Сергеевичу Мещерскому,
поверенному в делах Кобоны24.
Александра Ивановна приходилась
внучкой А. И. Мусину-Пушкину.
Интересна и поучительна исто-
рия с лесопильным заводом графа
Ивана Александровича Мусина-
Пушкина. Работу завода остановил
губернский строительный комитет
в октябре 1889 года, так как высота
заводского здания не соответство-
вала высоте заводских котлов. Граф
И. А. Мусин-Пушкин обратился
к петербургскому губернатору с
просьбой разрешить работу завода,
обещая исправить весной будущего
года все несоответствия. Губернский
механик Цыхановский сообщал
в строительный комитет и поли-
цейское управление об отсутствии
стены между котельной и самим
предприятием, а также о несоот-
ветствии размеров котельной заво-
да и котлов. 22 января граф Иван
Александрович дал расписку о том,
что к 15 июля 1890 года исправит
неполадки. Рассмотрев просьбу
И. А. Мусина-Пушкина, строитель-
ный комитет разрешил возобновить
работу завода летом 1890 года.
25 июня 1890 года дело закрыли, и
завод графа И. А. Мусина-Пушкина
заработал25.
К концу XIX столетия на трех
лесопильных заводах в окрестно-
стях села Кобона работало около
200 человек26. В 1899 году в Кобон-
ском приходе состояли село Кобона,
деревни Низово, Леднево, Лаврово,
Лава, Ручьи (414 дворов, 937 муж-
чин, 1038 женщин). В этих дерев-
нях были лавки, постоялые дворы,
трактиры. Практически в каждой
деревне была или часовня, или при-
ходская церковь. В деревне Низово
ежегодно проводилась ярмарка. К
концу XIX века в Кобоне было 77
дворов и проживало 304 человека27;
в приходе действовало три школы
для крестьянских детей28.
Обычно по берегам рек и озер
храмы строились в честь Нико-
лая Чудотворца (архиепископа
Мирликийского) - покровителя
мореплавателей, рыбаков и путеше-
ствующих. Согласно Клировым ве-
домостям Духовной Консистории,
к 1764-1765 годам жители Кобоны
посещали деревянную пятиглавую
церковь с колокольней в честь свя-
тителя Николая29. Этот храм сгорел
в 1815 году. Такое часто случалось с
деревянными постройками. С 1820
по 1821 год при старании бывшего
тогда священника Стефана Алек-
сеева возводится каменный храм во
имя святого Николая Чудотворца с
приделами в честь святых апостолов
Петра и Павла и Параскевы Пят-
ницы. Постройка обошлась прихо-
жанам в 19 тысяч рублей30. Из этих
денег 10 тысяч рублей одолжила Ко-
миссия духовных училищ. Церковь
«...каменная, однопрестольная была
построена на средства прихожан и
4 3
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 42 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 44 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст