П
,р и го р о д ы
4 6
Ледовую коммуникацию ре-
шили проложить довольно близко
от позиций противника - всего в
12-13 километрах, в южной части
Шлиссельбургской губы, так как
лед здесь более прочный, чем в дру-
гих частях озера. Длина ледовой до-
роги оказалась наименьшей - всего
30 километров.
В памятный вечер 22 ноября
1941 года на восточный берег, в
Кобону, вышли 60 автомобилей. На
следующий день первая автоколон-
на двинулась в обратный путь. Лед
был еще настолько хрупким, что
в кузов полуторатонной машины
ЗИС-5 грузили не более 5-6 меш-
ков муки. Не все машины достигли
цели, но первый дар ледовой дороги
составил 33 тонны хлеба.
Так родилась знаменитая Ла-
дожская военно-автомобильная
магистраль - ВАД № 101, позже -
В АД № 102. С этой дорогой были
связаны жизнь ленинградцев, жизнь
и боеспособность войск фронта. В
течение пяти месяцев ни днем, ни
ночью, в пургу и в лютый мороз,
невзирая на жестокий огонь врага,
ни на минуту не прекращалось
движение по Дороге Жизни, шел
транспорт с бесценными грузами
для Ленинграда. 22 января 1942
года Государственный Комитет
Обороны принял постановление
об эвакуации 500 тысяч жителей
Ленинграда. Путь ленинградцев по
ледовой Дороге жизни из Осиновца
в Кобону - незабываемая страница
ленинградской блокады. Зачастую
людей перевозили в открытых
машинах, даже в сильный мороз.
Не все могли выдержать подобное
путешествие. Огромное мужество и
выносливость проявляли шоферы,
работавшие на самом тяжелом и
опасном участке - ледовой трассе.
Под бомбежкой здесь негде было
укрыться, и машины шли над сту-
деной пучиной.
Рыбацкая Кобона на восточном
берегу Ладоги принимала блокадни-
ков. Для эвакуированных пришлось
приспособить не только помещения
двухэтажной школы и сельсовета,
но и здание старинной Никольской
церкви. Храм был практически
единственным местом, дававшим
возможность укрыться от немецких
бомбежек и суровых ладожских
ветров. За крепкими церковными
стенами изможденных ленинград-
цев кормили; больным оказывали
медицинскую помощь, а затем от-
правляли вглубь страны.
Деревня насчитывала к тому
времени не более 80 дворов, все
они оказались переполнены. Оче-
видцы вспоминали, что «церковь
была набита битком». Сотрудникам
эвакопункта зачастую приходи-
лось буквально на руках носить
истощенных людей, прибывавших
из блокадного города, помогать им
с багажом. Для детей, потерявших
родителей в дороге, был оборудован
детский приемник при санчасти.
После многочасового пути истощен-
ные ленинградцы получали здесь
горячую пищу и сухой паек в дорогу.
По питательным карточкам также
выдавали и кипяченую воду - по
пол-литра на человека. Это непри-
вычное «изобилие» до сих пор оста-
ется одним из важнейших эпизодов
в благодарных воспоминаниях о
Кобоне. А часто случалось и так, что
многие из изголодавшихся людей
уже не способны были переварить
пищу, которая оказывалась для них
смертельной, они остались лежать
здесь в братских могилах.
В 1944 году Кобона вернулась
к мирной жизни. Трагично, но до
сих пор не известно, сколько же
ленинградцев, преодолевших ледо-
вый путь через Ладогу, спаслись? А
многие остались лежать в братских
могилах деревенских кладбищ Ко-
боны и Лаврово, по берегам Ладоги
и ладожских каналов. Глеб Горышин
приводит цифру - один милли-
он семьсот тысяч ленинградцев,
эвакуированных по Дороге жизни
через Кобону57. Сегодня это предмет
научных споров. Но бесспорным
остается тот факт, что Никольская
церковь спасала людей, храм стал
символом спасения Ленинграда.
С начала 90-х годов в дерев-
не Кобона работал музей Дороги
жизни, образованный как филиал
музея-заповедника «Прорыв бло-
кады Ленинграда». По инициативе
директора музея Веры Ивановны
Поздняковой был создан обществен-
ный фонд с целью сбора средств на
восстановление церкви Святого
Николая Чудотворца. С 1998 года
на пожертвования ленинградцев
и жителей области в Никольской
церкви ведутся реставрационные
работы.
Архивы и литература, к сожа-
лению, дали мало информации по
памятнику. Самостоятельно был
восстановлен внешний декор храма,
произведены ремонтные работы,
осуществлен дренаж. Восстановле-
ны полы, купол, кресты, в том числе
уникальный крест со стеклянными
пазами. Старый, искореженный крест
XIX века хранился у Н. С. Харькова
с 30-х годов XX века.
8
сентября 2003 года, в день
памяти начала Ленинградской бло-
кады, были установлены колокола
на Кобонском храме.
В настоящее время храм Нико-
лая Чудотворца передан в качестве
подворья Свято-Троицкому Зеле-
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 45 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 47 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст