П
,р и го р о д ы
Продолжение авторской программы поиска, атрибуции и возвращения утраченных шедевров коллекции скуль-
птур герцога Максимилиана Лейхтенбергского усадьбы «Сергиевка». Судьба статуй «Немезида» и «Геба».
Материалы статьи знакомят искусствоведов, работников музейного дела и любителей искусства с оптими-
стичными итогами продолжения работы по авторской программе возрождения утраченных шедевров1
, с проблема-
ми атрибуции найденных в 2007 году фрагментов скульптуры, погребенных на территории усадьбы «Сергиевка»
в Старом Петергофе со времен Великой Отечественной войны, уточнению данных по ранее атрибутированной
мраморной статуи «Геба» с оригинала Б. Торвальдсена и гальванопластической копии статуи «Геба» с мраморного
оригинала А. Кановы.
мраморной сктътлтфы
«НемеЗида»
Д . В. Осипов
Долгое время я хранил в своем
рабочем кабинете фрагмент мра-
морной статуи - замечательную
женскую головку, в надежде когда-
нибудь получить хоть какие-то
подходы к атрибутированию самой
скульптуры. Женская головка была
найдена в 1985 году недалеко от
дворца в траншее во время проведе-
ния работ по реконструкции парка
усадьбы «Сергиевка».
Судьбе было угодно, чтобы в
августе 2007 года, в день моего рож-
дения, мне совершенно неожиданно
удалось увидеть два крупных фраг-
мента мраморной женской скульпту-
ры. Они были найдены сотрудника-
ми ремонтно-эксплуатационных
служб института* Александром
Александровичем Темяковским и
Иваном Александровичем Емелья-
новым при расчистке культурного
слоя послевоенных времен ликви-
дируемого хозяйственного склада
у корпуса № 10 на территории
усадьбы «Сергиевка». Фактически
это даже не были раскопки в бук-
вальном смысле слова. При попытке
соединить найденные фрагменты
оказалось, что профиль косого ско-
ла шеи у туловища скульптуры и у
головы совпал идеально!
Воссоединенная из трех боль-
ших фрагментов мраморная статуя
представляет стоящую женщину
в пеплосе, спадающем до ступней.
Статуя выполнена из каррарского
мрамора. Женская фигура опира-
ется на левую ногу, колено правой
ноги слегка выставлено вперед.
Левая рука согнута в локте и слегка
Фрагменты статуи и воссоединенная
мраморная статуя «Немезида».
Фото 2007 т
.
прижата к груди, ее кисть утрачена.
Правая рука опущена вниз, об-
ломана в локте. Тело задрапирова-
но в пеплос, спереди имеются две
рельефные спадающие складки с
поднимающимися краями, одна на
уровне середины живота, другая -
под бюстом. Продольные волны
крупных складок пеплоса по бедрам
спадают вниз до самого низа. На
спине пеплос заброшен из-под локтя
левой руки на правое плечо. Плинт
не сохранился, поэтому мы не рас-
полагаем никакими надписями на
скульптуре.
Голова статуи слегка наклонена
вниз. Прическа ниже затылка схва-
чена в узел, полый внутри, который
слегка скошен вправо. Вокруг го-
ловы на уровне верхней части лба
и над узлом затянута узкая лента
(обруч). Волосы расчесаны вниз.
Тонкие пряди, спадающие на лоб,
заканчиваются шестью завитками.
Над лентой на уровне ушей справа
и слева два мелких валькообразных
завитка с тонкими вертикальными
прядями волос. Прическа на темени
имеет три радиально расходящиеся
и сужающиеся к концам пряди, за-
канчивающиеся завитками. На за-
тылке пряди волос расчесаны назад.
Только мочки ушей выступают из-
под прически. Нижняя часть носа
с левой стороны на уровне ноздри
отколота. На левой части головы
вокруг уха крупное черное пятно и
скол поверхности.
На правой лопатке статуи блюд-
цеобразная характерная глубокая
выщербина - след от пулевого
48
* Библиографического НИИ СПбГУ. -
Ред.
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 47 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 49 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст