е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
Магазин Торгового дома «Победа». Петербург Мойка, д. 61
.1912 г.
Эмблема Поставщика
Императорского двора
На фирменных счетах магазина
указывался его владелец - Е. Тан-
ский и адрес офиса фирмы - Малая
Морская, 12. Именно в этом магази-
не Николай II, став императором,
купил себе в июле 1895 года новый
«взрослый» велосипед. Тогда он
приобрел для себя очень дорогой
американский велосипед «Dayfon»
со специальным седлом за 243 руб.
К нему был куплен за 9 руб. вело-
сипедный фонарь и звонок (1 руб.).
Кроме этого, видимо, для его старого
«велосипеда Зингера» была куплена
«воздушная трубка» за 6 руб. То
есть только по одному «велосипед-
ному счету» Николай II уплатил
259 руб.3 Буквально через пару не-
дель царь подписал еще один счет на
24 руб., в котором значились: чистка
велосипеда, регулировка и доставка
(10 руб.), чехол для велосипеда
(8 руб.), подставка для велоси-
педа (5 руб.) и машинное масло
(1 руб.)4. Через месяц, в августе 1896
года царь продолжал тратиться на
ремонт своих старых велосипедов
(новая шестерня для перемены пере-
дачи за 10 руб., велосипедная цепь за
12 руб. и работа с проездом мастера
за 5 руб.)5.
Последний «велосипедный счет»
в 1895 году на 98 руб. Николай II
подписал 31 декабря. Видимо, по-
сле окончания сезона царь принял
решение о «тюнинге» своей новой
машины. Только этим можно объяс-
нить решение о «полной эмалировке
велосипеда» за 15 руб., о «полной
никелировке велосипеда» за 30 руб.
Кроме этого, велосипед полностью
перебрали («обточение корпусов,
проверка колес, чистка и сборка» за
8 руб.), приобрели запасные «пнев-
матические шины» за 45 руб., еще
один велосипедный чехол за 8 руб. и
велосипедный насос за 2 руб. 50 коп.
Таким образом, только в пер-
вый год своего царствования Ни-
колай II потратил 381 руб. на вело-
опасном» велосипеде вполне могла
кататься миниатюрная императрица
Мария Федоровна и ее старший
14-летний сын, будущий Николай II.
На велосипеде в Петергофском музее
уже есть ручной тормоз, подрес-
соренное сиденье, велосипедный
звонок, велосипедный фонарь и
пневматические шины. Однако пе-
дали, как и на более ранних моделях,
размещены на переднем колесе.
К началу 1890-х годов оконча-
тельно сложилась привычная нам
сегодня конструкция велосипеда.
До нас дошла фотография того
времени, на которой императрица
Мария Федоровна держит за руль
велосипед совершенно привычных
нам очертаний.
В Петербурге лучшим магази-
ном, имевшим статус «Поставщика
Императорского двора» по прода-
же дорогих моделей велосипедов,
считался магазин «Торгового дома
Победа», который позициониро-
вал себя как «Склад велосипедов
Английских и Американских».
Г ПА
V - * *
*4 ,
Г
і
г
Николай II с цесаревичем Алексеем на велосипедах на прогулке в парке,
близ Александровского дворца.
Весна 1913 г.
5
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 4 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 6 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст