П
,р и го р о д ы
5 0
Воспроизведение подписей на плинте левой мраморной статуи (верхняя)
и правой - «Геба» (нижняя) из Описи Гейченко и Шульца.
1924 г.
пирована в пеплос - одежду богов,
накинутую свободно на тело в два
оборота, без пряжек (фибул) на пле-
чах. Продольные складки пеплоса
достигают пят, руки открыты; судя
по форме складок у талии, пеплос
здесь стянут поясом.
Теперь нет сомнения в том, что
фрагменты именно этой скульпту-
ры были обнаружены в усадьбе
«Сергиевка» в августе 2007 года. В
результате скрупулезной работы с
каталогами музеев удалось обнару-
жить гравюрное изображение статуи
«Немезида» из Ватиканских музеев
(Музей Пио-Клементино, каталог
Висконти 1782 года), которое суще-
ственно совпадает со всеми описан-
ными выше характеристиками левой
мраморной скульптуры южного
фасада дворца. (Выражаю искрен-
нюю благодарность хранителю музея
«Царицын остров» ГМЗ «Петергоф»
Ирине Анатольевне Рудоквас за
предоставленную ценную информа-
цию.) К сожалению, пока мы еще не
знаем имя автора оригинала статуи
«Немизида», но уже выполненный
нами этап исследований послужит
импульсом к дальнейшему изучению
этого произведения и к разработке
подходов к реставрации статуи.
В древнегреческой мифологии
«Немезида» (Немесида) - богиня
возмездия, мщения, карающая за
нарушение общественных и мо-
ральных норм, наблюдающая за
равным распределением благ среди
смертных, воздает людям сообразно
их вине наказание за гордыню и
несправедливость. Обычно изо-
бражалась с атрибутами контроля
равновесия в обществе (весы), на-
казания (меч или плеть) и быстроты
возмездия, последнее символизи-
ровалось согнутой в локте рукой
(в древние века это - синоним не-
избежной кары). С расцвета Рима
до настоящего времени Немезида
является символом юстиции, как
богиня, олицетворяющая справед-
ливость и правосудие.
Гравюрное изображение
мраморной статуи «Немезида»
из материалов музеев Ватикана
по Пио Клементино,
Каталог Висконти.
1782 г.
Заметим, в императорском
Риме Немезида почиталась также
как покровительница солдат. Воз-
можно, именно это обстоятельство
раскрывает секрет появления ста-
туи богини в коллекции герцога
Максимилиана Лейхтенбергского
в «Сергиевке». Напомним, что его
отец - принц Евгений Богарне
(1781-1824), пасынок Наполеона,
был назначен Императором во
время Египетских и Итальянских
походов французской армии вице-
королем Италии, как отличившейся
в сражениях генерал. Во время
похода Великой армии в Россию в
1812 году Евгений Богарне проявил
«хладнокровие настоящего генерала
и отвагу солдата». Так вспоминали
о нем участники кровополитных
боев. После разгрома армии Напо-
леона и ее отступления из Москвы
принцу Евгению, самому молодому
маршалу армии, поручается воз-
главить то, что от нее осталось. В
силу своих чисто человеческих
качеств, снискавших всеобщее ува-
жение, Евгений Богарне справился
с труднейшими полководческими
обязанностями, которые оказались
не по плечу другим прославлен-
ным наполеоновским маршалам. В
этой связи понятен смысл девиза
«Честь и Верность», высеченного
на надгробном памятнике принцу
Евгению Богарне.
Получив в свое распоряжение
изображение высокого качества ста-
туи «Немезида», мы смогли иден-
тифицировать еще один фрагмент
мраморной скульптуры - обломок
ступни правой ноги с частью плин-
та. Скол при разрушении статуи
произошел как раз по месту соеди-
нения спадающих складок пеплоса
со ступней.
и воссоединенная мраморная
статуя «Немезида».
Фото 2007 г.
Невероятна судьба воссоеди-
нения найденного фрагмента
ступни с драпировкой спадающего
пеплоса статуи. В 1962-1963 годах
при расчистке помещений и подва-
лов дворца, в период послевоенных
восстановительных работ, этот
фрагмент мраморной ступни был
найден в строительном мусоре.
До недавнего времени мраморный
осколок хранился дома как релик-
вия у сотрудницы Биологического
института Инны Исааковны Скоб-
ло. По моей просьбе она любезно
передала мне мраморный осколок
тогда еще неизвестной статуи
для атрибутирования. И вот этот
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 49 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 51 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст