П
,р и го р о д ы
момент воссоединения фрагмен-
тов статуи настал - 24 февраля
2010 года.
И еще одна неожиданная не-
большая находка, имеющая отно-
шение к статуе «Немизида». Зная
размеры камня, служившего пьеде-
сталом для левой статуи у южного
фасада из Описи Гейченко и Шуль-
ца, мы идентифицировали его среди
сохранившихся художественных
камней на территории «Сергиевки».
Хотелось бы высказать надежду на
то, что это позволит в скором буду-
щем установить воссоедененную
из фрагментов скульптуру после
завершения реставрационных работ
на свой исторический пьедестал.
В настоящее время совместно
со специалистами Государственного
Русского музея и Государственного
Эрмитажа мы планируем завершить
атрибуцию скульптуры «Немезида»
и получить высокопрофессиональ-
ные рекомендации к техническому
заданию для выполнения реставра-
ционных работ, проведение которых
взяли на себя на безвозмездной
основе специалисты Государствен-
ного Русского музея.
К атрибуции мраморной
скульптуры «Геба» -
копии с оригинала
Б. Торвальдсена
Напомним, что правая женская
мраморная скульптура у южного
фасада дворца была ранее атрибу-
тирована О. А. Кривдиной (ГРМ)
как «Геба» работы Б. Торвальдсена,
1806 год. Вот как описывают хра-
нители музеев Петергофа Гейченко
и Шульц скульптуру, стоящую
перед южным фасадом дворца
справа: «158. Статуя девушки из
каррарского мрамора: опирается
на правую ногу, согнутая в колени
левая, отставлена назад, кистью
правой руки, чуть согнутой в локте
и опущеной вниз, держит кувшин,
левой, согнутой в локте и поднятой
вверх, держит чашу; голова повер-
нута к левому плечу, чуть наклонен-
ному вниз; волосы зачесаны назад
узлом, перехвачены двумя узкими
лентами; задрапирована в чепик;
на плечах две круглые застежки;
на квадратной подставке сзади
подпись:
F Franchi S: in Carrara.
Раз-
меры: 1,52x0,37x0,46, в. подст. 0,7,
находится на площадке с южной фа-
садной стороны перед вестибюлем
справа. Дефекты: отколота кисть
Статуя «Геба»,
стоявшая справа
у южного фасада дворца.
Фото 1930-х гг.
руки, отсутствует мизинец правой
руки, разбит край чаши. 159. К ней
пьедестал из полированного серого
гранита прямоугольной формы. Раз-
меры : 0,96x0,41x0,48».
После приведенной в предыду-
щем разделе статьи расшифровки
подписи на плинте левой мрамор-
ной статуи - «Немезида», понятно
содержание подписи у правой скуль-
птуры. Ее выполнил мраморных
дел итальянский мастер Франчи в
городке Каррара на севере Италии.
Отметим, что в этой подписи не ука-
зан год изготовления статуи.
После атрибуции левой статуи
как «Геба» Б. Торвальдсена (1806)
в 2000 году по предоставленным
нами О. А. Кривдиной (ГРМ) фото-
графиям (к сожалению, не лучшего
качества), в наше распоряжение
совсем недавно попали фотоизобра-
жения более высокого разрешения.
На фотографиях хорошо видны
обязательные атрибуты богини
Гебы, в правой опущенной вниз
руке - кувшин, а в левой, согнутой в
локте и приподнятой вверх, - чаша.
Удлиненное сильное тело богини за-
драпировано в дорический пеплос,
образующий вертикальные складки,
руки обнажены; ткань пеплоса на
плечах схвачена фибулами.
По древнегреческой мифоло-
гии Геба - богиня вечной юности и
целомудрия, на Олимпе выполняла
роль виночерпия, во время пиров
подавала богам чаши и кубки с не-
ктаром и амброзией - пищей богов,
дарующей им вечную молодость и
бессмертие.
Осенью 2008 года после по-
сещения Музея Торвальдсена в
Копенгагене О. А. Кривдина (ГРМ)
любезно передала мне фотоизобра-
жения трех вариантов статуи «Геба»,
выполненных великим мастером.
Можно установить абсолютное
соответствие правой статуи «Геба»
южного фасада дворца с мрамор-
ным оригиналом, выполненным
Торвальдсеном в 1816 году. Это
позволяет внести корректировку в
дату изготовления оригинала как
1816 год, с которого сделана серги-
евская «Геба».
Оригинал мраморной Гебы,
датированный 1806 годом, имеет
весьма характерный признак - обна-
женную правую грудь. У двух дру-
гих известных статуй «Геба» Тор-
вальдсена тело богини полностью
задрапировано в пеплос. Позволю
себе высказать предположение, что
первый вариант мраморной богини
Торвальдсена несет на себе признак
«эмоционального» давления об-
раза «Геба» великого итальянского
мастера А. Кановы, 1796. Об этой
статуе, которая также была в кол-
лекции Лейхтенбергского в «Сер-
гиевке», речь пойдет в слудующем
разделе статьи.
Заострю внимание на явно вы-
раженных признаках парного харак-
тера заказа герцога Лейхтенбергско-
го на изготовление двух скульптур,
которые затем были установлены
симметрично у южного фасада двор-
ца. Фигуры абсолютно идентичны
по размерам (до сантиметра), во
всех трех измерениях. В деталях
совпадает стилистика авторского
решения двух стоящих божествен-
ных женских фигур. И, наконец, в
дополнение ко всему сказанному,
оказались практически идентичны
подписи на задней поверхности
плинта, за исключением только
того, что у левой отмечен год изго-
51
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 50 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 52 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст