П
,р и го р о д ы
Три варианта статуи «Геба» Б. Торвальдсена из Музея Торвальдсена, Копенгаген.
Фото О. А. Кривдиной. 2008 г.
52
товления - 1846, вполне возможно,
год общего заказа герцога Лейхтен-
бергского итальянскому мастеру
Франчи двух статуй.
Из описи проф. Валентина
Александровича Догеля (директора
Биологического института в 1941
году), приведенной в Акте (Старый
Петергоф, Сергиевка, от 29 августа,
1,3, 4 и 9 сентября 1941 года), в связи
с быстрым приближением к Ленин-
граду немецких полчищ и с необхо-
димостью эвакуации института, мы
находим сведения о переносе в под-
вальные помещения бывшего Лейх-
тенбергского дворца отобранных
вещей, имеющих художественную и
материальную ценность. Из материа-
лов акта следует, что в числе пред-
метов, оставленных на своих местах
(С. 2 Акта), указаны две мраморные
женские фигуры средних размеров,
на площадке (лужайке) перед здани-
ем дворца. В них мы уверенно узнаем
две мраморные статуи, описанные в
этой статье, - «Немезида» и «Геба».
Эти две статуи не были перемеще-
ны в подвал дворца. Они остались
на своих местах у южного фасада
дворца и подверглись разрушитель-
ным действиям военного времени.
С 23 сентября 1941 года начались
первые массированные обстрелы
дворца и усадьбы. По материалам
Нюрнбергского процесса, во время
военных действий на Ораниенбаум-
ском плацдарме немцы выпустили
по территории усадьбы «Сергиевка»
более четырех тысяч снарядов, мин
и бомб.
К сожалению, приходится кон-
статировать, что, судя по имеющим-
ся в нашем распоряжении фото-
материалам первых послевоенных
лет, мраморная статуя «Геба», копия
с оригинала Б. Торвальдсена 1816
года, была разрушена в военное вре-
мя, о чем на некоторых фотографиях
молчаливо указывает пустой гра-
нитный пьедестал справа у южного
фасада дворца.
Гальванопластическая копия
«Геба» с оригинала А. Кановы
По данным О. А. Кривдиной
(ГРМ), на лужайке дворика у за-
падного фасада дворца герцога
Лейхтенбергского в «Сергиевке»
на гранитном пьедестале стояла
гальванопластическая копия «Гебы»
с оригинала работы знаменитого
итальянского мастера Антонио Ка-
новы (1757-1822). Напомним, что
мраморный оригинал скульптуры
находится в коллекции Государ-
ственного Эрмитажа. Изящная,
грациозная, античной красоты жен-
щина, обнаженная по пояс, в танце
обносит богов Олимпа напитками,
дарующими им бессмертие.
Многие известные историки ис-
кусств начала XIX века неизменно
обращали внимание на очевидное
соперничество двух величайших
Гальванопластическая копия с мраморного оригинала «Геба»
А. Кановы, стоявшая на лужайке дворика у западного фасада дворца.
С дореволюционной открытки.
Ок. 1907 г.
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 51 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 53 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст