П
,р и го р о д ы
скульпторов Западной Европы.
«Геба» Кановы, с раскошными зре-
лыми формами обнаженного торса,
в коротком пеплосе и в легкой тан-
цующей позе, напоминает скорее
вакханку, тогда как «Геба» Торваль-
дсена - настоящая олимпийская
богиня, в строгом дорическом пе-
плосе, спадающем до пят, истинное
олицетворение девственно-чистой,
ясной, как майское утро, юности. В
смысле верности античному духу
и самой идеи, олицетворением ко-
торой является «Геба», по мнению
авторитетнейших искусствоведов,
Торвальдсен одержал в поединке
с Кановой верх. Однако спустя два
столетия становится очевидным -
в служении искусству победили
оба гения.
Вполне вероятно, что гальва-
нопластическая копия «Гебы» с
оригинала Кановы была перемеще-
на из усадьбы «Сергиевка» в 30-е
годы прошлого столетия в один из
музейных фондов Ленинграда или
его пригородов. Судя по довоен-
ным фотографиям скульптурного
убранства усадьбы, ее место на
пьедестале заняла гипсовая копия
музы «Полигимния», воспроизве-
денная с мраморного оригинала
Филиска (конец III в. до н.э.).
К концу 30-х годов эта гипсовая
статуя музы в результате актов
вандализма получала все большие
и большие повреждения и наконец,
обезображенная, была сброшена с
пьедестала.
..
В заключение позволим себе
высказать суждение о том, как
тщательно герцог Лейхтенберг-
ский подбирал лучшие образцы
западноевропейской скульптуры
для создания в своей усадьбе
«Сергиевка» парадиза Олимпа
античного мира, символом которо-
го, безусловно, считается образ бо-
гини Гебы. Именно благодаря этой
особенности художественного вку-
са владельца усадьбы мы видим на
архивных довоенных фотографиях
перед двумя фасадами (южным и
западным) копии статуй античной
богини Гебы, выполненные вели-
чайшими мастерами.
Автор выражает искреннюю
благодарность за неоценимую
помощь при подготовке рукопи-
си сотрудникам Биологического
научно-исследовательского инсти-
тута СПбГУ Е. В. Скоробогатовой,
Т В. Кондрашовой и А. С. Чунаеву.
Гипсовая копия музы «Полигимния», стоявшая на лужайке дворика
у западного фасада дворца.
Фото 1936 г.
Литература:
1. Осипов Д. В. Возвращение утраченных шедевров. (Поиски, атрибутирование и
реставрация произведений из коллекции скульптур герцога Лейхтенбергского в усадьбе
«Сергиевка») / / Сб. статей по реставрации скульптуры и мониторингу состояния памят-
ников в городской среде. СПб.: Союз Дизайн. 2008. С. 95-106.
2. Кривдина О. А. Скульптура дворца герцога Лейхтенбергского и парка усадьбы
«Сергиевка» Биологического института СПбГУ / / Санкт Петербургский университет.
2000. 11 сент. № 20 (3543). С. 26-32.
3. Кривдина О. А. Коллекция скульптур Лейхтенбергских / / Санкт Петербургский
университет. 2002. 20 апр. С. 11-13.
4. Гейченко С., Шульц П. Опись художественных произведений, находящихся на
территории имения б. герцога Лейхтенбергского. Составлено 1924 г. Петергофские музеи,
инв. № 748, дело № 35. 31 рукописных стр.
5. Французы в России. 1812 год по воспоминаниям современников-иностранцев.
М., 1912. Ч. 1, 2.
6. Власов В. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства.
Т. III. СПб., 2005. С. 53-54.
7. Путеводитель по музею Торвальдсена. Музей Торвальдсена. Копенгаген, 1976.
8. Топаж Х. И. Петергоф, возрожденный из пепла. СПб.: Дмитрий Буланин, 2009.
9. Белякова З. И. Честь и Верность. Российские герцоги Лейхтенбергские. СПб.:
Logos, 2010.
5 3
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 52 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 54 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст