е и з в е с т н о е о б и з в е с т н о м
6
сипеды и запчасти к ним. Все эти
покупки, как и послепродажный
сервис, были сделаны именно в
магазине «Победа». Примечатель-
ны и условия хранения дорогих
игрушек: за зиму велосипеды не
только перебирались специалиста-
ми, но и паковались в специальные
чехлы. Кроме этого, типовые и
очень дорогие модели велосипе-
дов «доводились» по заказу царя
специальным эмалированием и
никелированием.
В последующие годы магазин
«Победа» получал по одному цар-
скому счету. Как правило, главной
позицией счета было «исправление
и чистка велосипеда» перед началом
очередного сезона. Иногда упомина-
лось о «регулировке велосипеда». С
1900 года встречаются счета «за хра-
нение велосипеда». Видимо, после
окончания сезона велосипеды царя
стали просто забирать в магазин,
где их не только ремонтировалаи
но и хранили до следующего сезо-
на. Примечательно, что Николай II
довольно долго пользовался аме-
риканским велосипедом «^ауіоп»,
купленным в 1895 году. Так, в июне
1900 года царь уплатил 130 руб.
«за новые части велосипеда и его
чистку». Судя по царским счетам,
Николай II так и отъездил на этом
велосипеде «со специальным сед-
лом» вплоть до 1917 года, по край-
ней мере, последний «велосипедный
счет» Торговому дому «Победа»
царь оплатил в декабре 1915 года
(«за ремонт велосипеда - 40 руб.)6.
В Петергофском музее велоси-
педов выставлен велосипед-тандем,
заявленный как велосипед Николая
II. Примечательно, что велосипед-
тандем изготовлен как компромисс
и предназначен для совместного
катания девушек и юношей. Перед-
нее место оборудовано «дамской»
рамой, а заднее - «мужской».
Вполне возможно, что царь
катался на этом велосипеде. Судя
по фотографиям, этот велосипед
хранился в Гатчинском дворце и на
нем катался не только Николай II,
но и его младший брат Михаил с се-
страми Ксенией и Ольгой. Видимо,
этот велосипед и был изготовлен
для совместного катания братьев со
своими сестрами.
В этом же 1915 году Николай II,
видимо для цесаревича Алексея,
купил за 94 руб. 50 коп. велосипед
фирмы «Дукс» (Dux). Самый по-
следний велосипедный счет был
подписан уже гражданином Рома-
новым 10 мая 1917 года, когда на
скромные 4 руб. 80 коп. были купле-
ны клей резиновый и «вентиля для
велосипедов»7.
Катались на велосипедах и все
дочери Николая II. Велосипеды для
них покупались на их «собственные
суммы» в том же Торговом доме
«Победа». Это были обычные дет-
ские велосипеды для девочек. На
фотографии видно, что велосипеды
одной модели, но разных размеров, с
учетом возраста девочек. И на всех
велосипедах цепь закрыта от попа-
дания туда пышных юбок.
Как известно, цесаревич Алек-
сей был болен гемофилией. При
этом заболевании особенно опасны-
ми были внутренние кровотечения,
которые могли начаться от малей-
шей травмы. А где велосипеды, там
неизбежны травмы и падения. Если
для обычных детей «велосипедные»
падения были чреваты только синя-
История Петербурга. № 1 (59)/2011
предыдущая страница 5 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн следующая страница 7 История Петербурга №59 (2011) читать онлайн Домой Выключить/включить текст